Назад к новостям

Конституционный Суд РФ опубликовал Обзор практики за второй квартал 2015 года

Конституционный Cуд РФ (КС РФ) 16.07.2015 г. вынес решение «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2015 года». Обзор содержит в себе судебные акты, принятые по наиболее важным вопросам, и разделен на четыре блока: конституционные основы публичного права, конституционные основы трудового законодательства и социальной защиты, конституционные основы частного права, конституционные основы уголовной юстиции. Остановимся на наиболее интересных и важных для бизнес-среды актах.
В Определении от 02.04.2015 г. № 583-О КС РФ дал толкование положениям решения Комиссии Таможенного союза (ТС) «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза». Основанием обращения в КС РФ стала неопределенность п. 4 Порядка, которая приводила к неоднозначному толкованию данного положения. Согласно ему товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, освобождаются от уплаты таможенных пошлин. При этом в случае выхода иностранного лица из состава учредителей общества, воспользовавшегося тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению. Данная льгота была ограничена при выходе иностранного юридического лица из состава учредителей организации в 2011 г. с утверждением Комиссией ТС (в состав которой входят Россия, Республика Казахстан и Республика Беларусь) указанного Порядка.
КС РФ, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия жалобы, отметив следующее: перед КС РФ уже ставился вопрос о возможности придания обратной силы п. 4 Правил. Запрос в КС РФ был мотивирован тем, что в рамках аналогичного спора с другим заявителем, суд ЕврАзЭС признал, что «принцип непридания закону обратной силы не означает, что возникшие в прошлом правовые отношения остаются неизменными и не могут подвергаться новой регламентации в новых условиях». Однако КС РФ установил, что по смыслу Конституции РФ, общеправовым является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан и юридических лиц, обратной силы не имеет. Пересмотр же порядка предоставления льгот в период до 2011 г. ухудшает положение граждан и юридических лиц, что противоречит указанному принципу.
Данный акт имеет большую значимость, поскольку КС РФ фактически установил, что несмотря на приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над судебными актами национальных судов, КС РФ вправе определять степень их соответствия принципам российского права, что может быть использовано при оценке актов международных судов.
Постановлением от 18.05.2015 г. № 10-П КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ положение п. 2 ст. 211 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Оспоренное положение устанавливает, что при наличии у юридического лица всех признаков недействующего (т.е. организация в течение двенадцати месяцев не представляла документы отчетности и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету), регистрирующий орган принимает решение о его исключении из ЕГРЮЛ.
В рамках рассмотрения жалобы КС РФ установил, что заявитель имел подтвержденные в судебном порядке права требования к должнику, инициировал процедуру банкротства, в результате чего судом было введено наблюдение. Но в силу того, что должник представлял собой недействующую организацию, он был исключен из ЕГРЮЛ в административном порядке согласно п. 2 ст. 211 указанного закона. Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения банкротного производства, и соответственно, кредитор потерял возможность удовлетворить свои требования. В результате, заявитель обратился в КС РФ, ссылаясь на несоответствие указанного положения ст. 46 Конституции РФ.
Суд установил, что п. 2 ст. 211 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» противоречит Конституции РФ поскольку исключение юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом введена процедура банкротства в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ приводит к необоснованному ограничению прав кредиторов по удовлетворению своих имущественных требований.
Важно отметить, что проблема уклонения от долгов перед кредиторами возникла очень давно, а более чем десятилетний опыт (с момента введения «административной ликвидации») показал, что «чистка» реестра или банкротство являются малоэффективными способами в борьбе с компаниями, ведущими свою деятельность только «на бумаге». Однако, с принятием данного судебного акта, бизнес лишился возможности «ликвидироваться с долгами», и теперь у кредиторов стало еще на одну гарантию удовлетворения своих законных интересов больше.
Важную правовую позицию КС РФ выразил в Постановлении от 08.06.2015 г. № 14-П. Основанием для подачи жалобы стала неопределенность п. 1 ст. 256 ГПК РФ, в соответствии с которым гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий и решений госорганов и должностных лиц в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Неоднозначное толкование нормы приводило к отказу в иске о компенсации морального вреда, поданного после вступления в силу решения суда, установившего факт нанесения этого вреда.
Рассмотрев жалобу Т.П. Романовой о несоответствии названного положения Конституции РФ Суд указал, что порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не обязывает заинтересованное лицо подавать заявление о компенсации морального вреда одновременно с требованием о признании действий органов власти и их должностных лиц незаконными. Важно отметить, что данный порядок в настоящее время закреплен в ГПК РФ, и он аналогичен тому, который содержится в Кодексе административного судопроизводства РФ, вступающем в действие уже в сентябре этого года. Следовательно, действующий порядок не запрещает заинтересованному лицу подавать заявление о компенсации морального вреда уже после вынесения решения по делу о признании действий (бездействий) органов власти и их должностных лиц незаконными. Более того, КС РФ отметил, что исковая давность не распространяется на иски о компенсации морального вреда в силу ст. 208 ГК РФ. И никаких специальных сроков в указанной ситуации законодателем не предусмотрены.
Таким образом, КС РФ признал, что положение, закрепленное в ст. 256 ГПК РФ не может являться основанием для отказа в связи с пропуском срока в удовлетворении иска в тех случаях, когда сам факт нарушения прав и свобод гражданина ранее установлен другим решением суда, вступившим в законную силу.
Безусловно, данное Постановление усовершенствует механизм защиты прав граждан, предоставив им больше возможностей для отстаивания своих интересов.
С Обзором можно ознакомиться здесь