Назад к новостям

Минфин России обратился в Конституционный Суд РФ за разъяснением Постановления

Минфин России обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о разъяснении Постановления КС РФ № 13-П от 17 июня 2013 г. Это первое обращение Минфина России в КС РФ.
23 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», ч. 2 ст. 2 которого было отменено ограничение базы начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, при этом законодатель указал, что норма имеет обратную силу и действует с 1 января 2010 г. В связи с этим у авиакомпаний возникла задолженность по уплате взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей с января по декабрь 2010 г.
17 июня 2013 г. КС РФ принял Постановление № 13-П, которым указанная норма была признана неконституционной в той мере, в какой содержащееся в ней предписание наделяет обратной силой ухудшающую положение авиакомпаний-плательщиков указанных взносов норму. КС РФ признал ретроактивный характер указанной нормы нарушением Конституции РФ, поскольку ее обратная сила неправомерно ограничивает право плательщиков этих взносов на свободное использование своего имущества для предпринимательской деятельности. Кроме того, отмена ограничения базы исчисления обязательных публично-правовых по характеру пенсионных взносов с обратной силой нарушает запрет на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков обязательных платежей, стабильность условий хозяйствования, а также принцип правовой определенности. Признавая норму неконституционной, КС РФ постановил, что уплаченные в ПФР взносы не должны подлежать возврату или зачету в счет будущих платежей. В данном Постановлении КС РФ можно усмотреть противоречие между запретом на возврат и зачет излишне уплаченных платежей и необходимостью возместить фактические убытки от излишней уплаты взносов в ПФР. КС РФ, признавая норму неконституционной, не разъяснил, каким образом авиакомпании, которым причинен ущерб ее применением, смогут защитить свои нарушенные права.
После принятия КС РФ Постановления, признающего неконституционной ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 360-ФЗ, с указанием запрета на возврат платежей и их зачет в счет будущих требований, авиакомпании решили использовать иные способы защиты нарушенного права.
Перевозчики для защиты нарушенного принятием неконституционной нормы права выбрали иной способ защиты гражданских прав, авиакомпании обращаются в арбитражные суды с требованиями о взыскании убытков, вызванных уплатой излишних взносов в ПФР. Арбитражные суды и Верховный Суд РФ пришли к выводу, что перевозчики вправе взыскивать из бюджета РФ убытки за вред, причиненный ошибкой законодателя, поскольку КС РФ, признавая нарушенными неконституционным законом права плательщиков взносов, не ограничил авиакомпании в выборе иных способов защиты права, за исключением возврата взносов и зачета будущих платежей.
В настоящее время авиакомпании обращаются в арбитражные суды с требованиями о взыскании с Российской Федерации убытков, причиненных в результате незаконных действий как законодательного (Государственной Думы), так и исполнительного (ПФР) органов государственной власти. Ответчиком по данной категории дел является Российская Федерация в лице Минфина России, а убытки возмещаются из средств федерального бюджета.
На настоящий момент сумма исковых требований авиакомпаний составляет более 900 млн руб. Самую крупную сумму (157,8 млн руб.) удалось взыскать ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» (дело № А40-96861/2014). Кроме того, сейчас Арбитражный суд г. Москвы рассматривает дело по иску ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» о взыскании 374,4 млн руб. (дело № А40-105803/2015). В совокупности с уже удовлетворенными требованиями потери бюджета могут превысить 1 млрд руб., при этом, срок давности по таким делам истекает лишь в июне 2016 г.
В деле с участием ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» Арбитражный суд г. Москвы сослался на позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. № 6171/10, в соответствии с которой признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право. Помимо этого, ВС РФ в этом же деле указал, что государство несет ответственность за ущерб, причиненный в результате принятия неправомерных НПА, в результате чего авиакомпании вправе выбрать способы защиты права, за исключением тех, которые признаны КС РФ недопустимыми в данном случае. Также ВС РФ согласился с выводами нижестоящих судов о том, что требование о возмещении государством вреда (убытков), причиненного неправомерными действиями его органов, прямо предусмотренное статьями 16, 1064, 1069 ГК РФ, является правомерным.
В обращении в КС РФ Минфин России указывает на то, что в Постановлении КС РФ № 13-П от 17 июня 2013 г. взносы не рассматриваются в качестве убытков, а также не определено, что взыскать подобные «убытки» за счет федерального бюджета возможно.
В связи с неразрешенным вопросом о допустимости иных способов защиты гражданских прав в рассматриваемой ситуации Минфин России обратился в КС РФ за разъяснением вышеуказанного Постановления, обращая внимание суда на то, что оно не предусматривает возмещения ущерба за излишне уплаченные взносы в ПФР, а расширительное толкование Постановления КС РФ недопустимо, в связи с чем требования авиакомпаний о взыскании подобных «убытков» не обоснованы и не правомерны.
Несмотря на спорную ситуацию, нельзя с уверенностью сказать, что КС РФ разъяснит Постановление, поскольку одним из критериев допустимости обращения о разъяснении акта КС РФ к рассмотрению является связь с предметом первоначальной жалобы. Поскольку ранее Суд проверял на соответствие Конституции РФ ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 360-ФЗ, разъяснение норм гражданского законодательства в предмет рассмотрения не входило. Кроме того, КС РФ крайне редко разъясняет свои Постановления. Исходя из статистики, в период с 1995 по 2014 гг. КС РФ разъяснил лишь 6 Постановлений.
В случае если КС РФ все же решит дать разъяснение Постановления № 13-П от 17 июня 2013 г., участники гражданского оборота увидят, чьи интересы окажутся в большем приоритете. Безусловно, потери федерального бюджета в результате возмещения убытков вследствие признания нормы неконституционной велики, однако в федеральный бюджет поступили дополнительные средства, которые по сути ПФР не вправе был требовать и взыскивать в судебном порядке. Перед КС РФ будет стоять выбор между обеспечением прав участников рынка на возмещение ущерба, причиненного государством, и защитой интересов федерального бюджета.