Назад к новостям

Пленум Верховного Суда в скором времени примет Постановление, призванное обеспечить единообразие судебной практики по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости

2 июня 2015 г. состоялось заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на котором рассматривался проект Постановления Пленума о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее – Проект). Представитель ВС РФ сообщил СМИ, что итоговый текст будет утвержден Пленумом в течение июня.
Принятие разъяснений по кадастровым спорам обусловлено большим количеством исков по оспариванию кадастровой стоимости, отсутствием единообразной практики по данному вопросу и изменением подведомственности данных споров в пользу судов общей юрисдикции летом прошлого года.
Разработчики проекта постарались сохранить преемственность с практикой арбитражных судов — их подходы сохранены «в той мере, в которой позволяют изменения в законодательство об оценочной деятельности», пояснила судья Верховного Суда Ирина Абакумова.
Стоит напомнить, что разрешение споров об оспаривании кадастровой стоимости с 15 сентября текущего года будет осуществляться по правилам Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ).
В Проекте судьи ВС дают формулировку требований, которые могут быть предъявлены в судебном порядке при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости: об оспаривании решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (Комиссия), об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной и о пересмотре кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений, а также любые иные требования, направленные на изменение (пересмотр) кадастровой стоимости. Рассмотрение иных требований, например, о конкретизации налоговых или арендных платежей одновременно с пересмотром кадастровой стоимости не допускается.
Учитывая, что для юридических лиц предусмотрен обязательный досудебный порядок обращения в Комиссию в случае обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, Проект уточняет, что обязательность такого порядка не распространяется на индивидуальных предпринимателей (ИП). Судьи ВС РФ объясняют это тем, что ИП является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а Закон об оценочной деятельности не предусматривает для физических лиц обязательное обращение в Комиссию.
При этом для тех лиц, на которых распространяется обязательный досудебный порядок урегулирования кадастровых споров (юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления), датой подачи заявления является дата обращения в Комиссию, а для физических лиц и ИП такой датой считается дата обращения в суд или Комиссию.
Проект дает также разъяснения о том, кто вправе обратиться с вышеуказанными требованиями. В частности, бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права такого лица в налоговом периоде, в котором подано заявление. Что касается арендаторов, то стоит отметить, что не всегда суды им позволяли оспаривать кадастровую оценку объектов, находящихся в публичной собственности. Однако п. 5 Проекта подтверждает право арендаторов обращаться в суды с такими требованиями, если арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Второй предлагаемый Проектом вариант данного пункта для таких арендаторов предусматривает, что они могут обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости имущества только в случае, когда кадастровая стоимость изменилась после заключения договора аренды. При аренде объектов частной собственности подход иной. Если арендная плата зависит от кадастровой оценки, то арендатор может оспорить ее только в том случае, если такое право предусмотрено договором. Юристы отмечают, что если такие положения будут одобрены, то они могут породить неравенство прав арендаторов в зависимости от формы занимаемой собственности.
В Проекте указано, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости сможет обратиться и участник долевой собственности независимо от согласия других собственников, а суд при этом пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом всего объекта недвижимости. При этом несогласие других сособственников само по себе не может быть основанием для отказа в иске (пункт 7 Проекта).
Обратиться в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости можно будет в течение пяти лет с момента внесения сведений о ней в государственный кадастр недвижимости (ГКН), если на момент обращения в суд в ГКН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ). При этом пропуск вышеуказанного срока основанием для отказа в принятии заявления быть не может. А если по истечении этого периода новые результаты так и не были приняты, то срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть и вовсе восстановлен.
Одно из важнейших разъяснений касается пересмотра архивных сведений ГКН. В Проекте указано, что ведение ГКН осуществляется на основании принципа непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, что исключает возможность оспаривания архивных сведений, за исключением случаев исправления технической и (или) кадастровой ошибки (абз. 4 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности, ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости). Таким образом, в случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость не подлежит использованию, то суд прекращает производство по делу. Однако утверждение новой кадастровой оценки в период рассмотрения дела не препятствует рассмотрению уже принятого к производству заявления, которое должно быть рассмотрено по существу.
В Проекте также содержатся разъяснения касательно распределения судебных расходов. Лишь в случае обращения с требованием об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости бремя судебных расходов лежит исключительно на заявителе. Данное положение обусловлено тем, что такое требование заявителя направлено на определение экономически обоснованной стоимости объекта оценки и не предполагают опровержение достоверности кадастровой стоимости, а также наличие спора о праве заявителя на пересмотр кадастровой стоимости. Представляется, что такой подход не согласуется с общим принципом взыскания судебных расходов с проигравшей стороны в том случае, если, к примеру, заявитель сначала обратился в Комиссию, которая ему отказала в удовлетворении требований, а впоследствии заявитель успешно защитил свое право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной в судебном порядке, причем для юридических лиц досудебный порядок обязателен. Как следует из буквального толкования положений п. 25, Проект не дифференцирует ситуации, когда заявитель до суда обращается в Комиссию, а когда не делает этого. Во всех остальных случаях судебные расходы взыскиваются с публично-правового образования, в частности, при оспаривании (пересмотре) кадастровой стоимости – с Комиссии за счет казны субъекта РФ, в котором она создана.
В завершение стоит отметить, что судьи ВС РФ комплексно подошли к содержанию Проекта: в нем содержатся как материально-правовые, так и разъяснения процессуального характера. В Проекте имеются также и ответы на вопросы, судебная практика по которым не едина, к примеру, по вопросу о возможности пересмотра архивной кадастровой стоимости. Тем не менее, юристы говорят и о целом ряде других неурегулированных вопросах, которые могут привести к тому, что новые правила только усложнят кадастровые споры. К примеру, в Проекте ничего не говорится о последствиях рассмотрения кадастровых споров в исковом порядке вместо административного.
С текстом Проекта можно ознакомиться здесь.