Назад к новостям

Правительство РФ раскритиковало новый КоАП

Правительство РФ дало свои комментарии и замечания к проекту Общей части нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). В них чиновники раскритиковали основные новеллы КоАП. Главный посыл данного документа состоит в том, что, хотя концептуально законопроект поддерживается, ему требуется существенная доработка. Без достаточного обоснования увеличивается число видов административных наказаний, категории административных правонарушений непрозрачны, так как в их описании используются оценочные понятия, которых нет в российском законодательстве, а новые правила расчета штрафов фактически исключают возможность назначения административного наказания исходя из внутреннего убеждения судьи.

Напомним, что поводом к изменению КоАП стали прошлогодние поручения Президента России Владимира Путина, который предложил внести изменения в Кодекс, прежде всего, в его особенную часть. Глава государства подверг обоснованной критике частые изменения в КоАП и поручил разработать новый систематизированный и непротиворечивый закон. В январе 2015 г. глава Комитета Госдумы по госстроительству Владимир Плигин и депутат от «Единой России» Дмитрий Вяткин внесли проект Общей части нового КоАП. При этом, что касается проекта Особенной части, в рамках которой предусматриваются санкции за конкретные нарушения, то он к настоящему времени не готов, однако авторы нового КоАПа обещают, что его части будут приниматься одновременно.

В своем отзыве на законопроект Правительство РФ раскритиковало идею введения в КоАП категорий административных правонарушений в зависимости от степени их общественной опасности: грубые, значительные и менее значительные. В частности, согласно законопроекту к грубым нарушениям решено относить деяния, создающие угрозу жизни, здоровью людей, национальной безопасности России, риски наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, возникновения эпидемии, а также влекущие за собой угрозу наступления существенных вредных последствий. Значительные – деяния, причиняющее значительный вред охраняемым общественным отношениям, независимо от наступления вредных последствий. Менее значительные – правонарушения, не причиняющие существенного вреда. Чиновники считают, что при описании административных правонарушений используется излишне много оценочных понятий. По мнению критиков законопроекта, определений данных понятий в российском законодательстве нет, поэтому их надо либо исключить, либо определить в самом тексте законопроекта.

Кроме того, по мнению кабинета министров, в законопроекте отсутствуют формально определенные признаки, позволяющие разграничить административные правонарушения по категориям. В результате критики законопроекта рекомендуют авторам документа рассмотреть вопрос о закреплении перечня только грубых правонарушений.

Правительством также отмечено, что число видов административных наказаний увеличивается без надлежащего основания. В частности, в законопроекте предлагается к различным действующим на сегодняшний момент штрафам и лишениям специального права добавить исправительные работы, административный запрет на посещение публичных и иных массовых мероприятий, а также запрет на полтора – три года на полеты на самолетах за дебош на борту.

Правительственные чиновники уделили особое внимание тому факту, что необходимо особое обоснование установления ответственности, в рамках которой ограничиваются значимые для граждан права и свободы (на свободное передвижение, собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование – ст. 27 и 31 Конституции РФ). В отзыве на законопроект, в частности, указано, что административный запрет на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров может в определенных ситуациях иметь жизненно важные последствия для гражданина, учитывая, что в ряде случаев воздушный транспорт может быть единственно возможным средством передвижения.
Однако в нем ничего не упоминаются про вызвавшую споры идею законопроекта о возможности ликвидации юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, которые суд сможет применять за работу без лицензии либо обязательного членства в саморегулируемой организации.

В Правительстве также выступили против новых размеров административных штрафов, так как они «многократно превышают минимальный размер уголовного штрафа». Напомним, что если УК РФ предусматривает штрафы в размере от 5000 руб. до 5 млн руб., то разработчики нового КоАП намерены установить, что за грубые нарушения размер штрафов для граждан находится в интервале от 10 000 руб. до 100 000 руб., для ИП – от 100 000 руб. до 400 000 руб., для должностных лиц – от 200 000 руб. до 800 000 руб., для юридических лиц – от 5 млн руб. до 60 млн руб.

Кроме того, в Правительстве раскритиковали и методологию расчета штрафов. В ней, например, предлагается вычислять наказание за грубое нарушение без смягчающих или отягчающих обстоятельств следующим способом: разница максимальной и минимальной пределов наказания, деленная пополам, плюс минимальная санкция. Предлагаются аналогичные по принципу способы расчетов и для исчисления наказаний при смягчающих и отягчающих обстоятельствах. По мнению критиков законопроекта, данные положения исключают возможность назначения административного наказания, исходя из внутреннего убеждения судьи либо должностного лица с учетом таких обстоятельств как характер противоправного действия, имущественное положение лица, привлекаемого к ответственности, и его семьи, наличия зарплаты или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица.

С текстом официального отзыва на законопроект № 703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)» можно ознакомиться здесь