Назад к новостям

Реформа гражданского права: новый блок поправок в ГК РФ

9 марта 2015 г. Президент России Владимир Путин подписал ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации». Поправки вводят в ГК РФ новые нормы, некоторые из которых являются аналогами институтов иностранного договорного права, а также реформируют уже существующие конструкции обязательственного права. Закон вступит в силу с 1 июня 2015 г. Проанализируем наиболее важные изменения, которые предлагаются данным документом.

В общих положениях об обязательствах обязанность действовать добросовестно при установлении и исполнении дополняется тем, что стороны должны быть добросовестными и при прекращении обязательства. Важно отметить, что в документе также подтверждается, что обязательственные нормы применяются к требованиям из корпоративных отношений.

Гл. 21 ГК РФ («Понятие и стороны обязательства») дополняется новыми нормами, которые вводят понятия альтернативного и факультативного обязательства. При этом альтернативным предлагается признать обязательство, по которому должник обязан совершить одно из двух или нескольких действий (воздержаться от совершения действий), выбор между которыми принадлежит должнику. Под факультативным же обязательством следует понимать обязательство, по которому должнику предоставляется право заменить основное исполнение другим (факультативным) исполнением, предусмотренным условиями обязательства.

В п. 1 ст. 395 ГК РФ вносятся изменения, касающиеся размера процентов за пользование чужими денежными средствами в случае нарушения денежного обязательства. Размер процентов предлагается определять существующими в месте жительства или нахождения кредитора средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти сведения должен предоставлять в открытом доступе Банк России. Напоминаем, что в настоящее время проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования. Важно отметить, что из новой редакции закона не ясно, за какой период исчисляются эти ставки. В связи с этим ожидаемо, что ВС РФ даст разъяснения на эту тему.

Документом предусматриваются также новые способы обеспечения исполнения обязательства: независимая гарантия, которая расширяет понятие банковской гарантии (ст. 368 ГК РФ) и обеспечительный платеж (ст. 381.1 ГК РФ). Независимая гарантия предполагает, что гарант (коммерческая организация) принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Под обеспечительным платежом новый закон понимает внесенную одной из сторон в пользу другой стороны денежную сумму в обеспечение исполнения денежного обязательства, которая при наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, засчитывается в счет исполнения этого обязательства.

В редакции ГК РФ также будет введен новый для российского законодательства институт астрента, который представляет собой присуждение денежных средств в случае неисполнения судебного акта. Следует напомнить, что о возможности использования института астрента высказался ВАС РФ в Постановлении от 04.04.2014 г. № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта», однако на законодательном уровне такие правила до сих пор не были закреплены. В новой редакции ст. 308.3 ГК РФ сказано, что суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В новом законе будут уточнены правила об одностороннем отказе от исполнения обязательства. В новой редакции ГК РФ предусмотрено, что в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательскую деятельность, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне (п. 2 ст. 310 ГК РФ).

Законом вводятся также новые для российского правопорядка институты обязательственного права. В частности, в ГК РФ появится аналог английского indemnity – возмещение потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств, не связанных с нарушением обязательства его стороной. Как следует из ст. 406. 1 документа, стороны обязательства, действуя при осуществлении ими предпринимательской деятельности, могут своим соглашением предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, возникшие в случае наступления определенных в таком соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства его стороной (потери, вызванные невозможностью исполнения обязательства, предъявлением требований третьими лицами или органами государственной власти к стороне или к третьему лицу, указанному в соглашении, и т.п.).

Кроме того, вводится институт заверения об обстоятельствах (аналог английского representations and warranties), который предусматривает, что сторона, которая при заключении договора либо до, либо после его заключения, дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения, обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, либо уплатить предусмотренную договором неустойку.

Документом предусматриваются также новые виды договоров: рамочный договор, соглашение о предоставлении опциона на заключение договора, опционный договор, договор с исполнением по требованию или абонентский договор. Охарактеризуем каждый из них.

Рамочный договор – это договор, который определяет общие условия взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров.

Соглашение о предоставлении опциона на заключение договора – это соглашение, по которому одна сторона посредством безотзывной оферты предоставляет другой стороне право заключить один или несколько договоров на условиях, предусмотренных опционом.

Опционный договор – это договор, по которому одна сторона на предусмотренных условиях вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения оговоренных действий.

Договор с исполнением по требованию (абонентский договор) предоставляет одной из сторон (абоненту) право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованном количестве (объеме).

Поправки также вводят институт преддоговорной ответственности (culpa in contrahendo) – то есть ответственности за переговоры о заключении договора при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной. Как следует из ст. 434 ГК РФ, в случае ведения переговоров о заключении договора при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной виновная сторона обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки. При этом убытками, подлежащими возмещению недобросовестной стороной, признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.

С текстом Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.