Назад к новостям

Президент РФ подписал закон о введении в действие Кодекса об административном судопроизводстве

9 марта 2015 г. Президент России Владимир Путин подписал закон о введении в действие Кодекса об административном судопроизводстве (Кодекс). Ожидается, что по новым правилам административное судопроизводство «заживет» уже с 15 сентября 2015 г. Напомним, что с предложением принять такой Кодекс выступил сам Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию в декабре 2012 г. Президент поручил группе депутатов подготовить проект закона, который впоследствии был внесен самим Президентом в Госдуму.

Разработчики проекта, объясняя необходимость принятия отдельного Кодекса, утверждают, что ГПК РФ, который в настоящее время в значительной части регулирует процедуру судопроизводства по делам, возникающим из административных правоотношений, в идеале должен устанавливать судебную процедуру рассмотрения только дел, возникающих из частноправовых отношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле и в своих интересах и фактически равноправны. В административных же и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, в связи с чем требуется иной процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел с участием публично-правового образования в качестве стороны.

Кодекс регулирует рассмотрение в судах административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, решений и бездействия госорганов, защите избирательных прав, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Административное судопроизводство по правилам нового Кодекса включает также рассмотрение дел о ликвидации политических партий, религиозных и других некоммерческих организаций и СМИ, о принудительной психиатрической госпитализации.

В документе раскрывается содержание некоторых терминов из понятийно-категориального аппарата в области административного судопроизводства: административное дело, административное исковое заявление, административный истец, административный ответчик. Кроме того, вводится понятие административной процессуальной правосубъектности. К числу обладателей административной процессуальной правосубъектности могут при определенных условиях относиться объединения, не являющиеся юридическими лицами, и лица, ограниченные в дееспособности по гражданскому праву.

Для большей объективности и обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства предусмотрено обязательное участие на стороне гражданина представителя. Обязательное представительство вводится для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей. В частности, это касается оспаривания НПА, рассматриваемых в Верховном Суде РФ и верховных судах субъектов Федерации.

Касательно круга лиц, участвующих в деле, в Кодексе предусмотрена возможность привлечения надлежащего административного ответчика в качестве второго административного ответчика, если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Важно отметить, что данная процедура замены ненадлежащего ответчика является новеллой для российского процессуального законодательства, поскольку в настоящее время в ст. 41 ГПК РФ, лишь допускает замену ненадлежащего ответчика по ходатайству или с согласия истца. Вполне вероятно, что в дальнейшем подобная норма будет включена в ГПК РФ и АПК РФ.

При оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного и муниципального служащего в качестве второго административного ответчика обязательно должен привлекаться орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Вопрос о правопреемстве при реорганизации или упразднении органа публичной власти предлагается решать исходя из того, к компетенции какого органа отнесено участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом, или к компетенции какого органа фактически относится защита нарушенных прав.

В Кодексе предусмотрен также институт ускорения рассмотрения административного дела, закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи.

В Кодексе также введен институт упрощенного (письменного) производства. Особенностью данного производства является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания. По результатам рассмотрения административного дела в таком порядке предполагается вынесение мотивированного судебного решения. Данный порядок предлагается использовать также для рассмотрения частных жалоб в суде апелляционной инстанции.

С текстом Кодекса можно ознакомиться здесь.