Назад к новостям

ВАС РФ подготовил проект Постановления Пленума по вопросам уплаты НДС

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) опубликовал на своем сайте проект разъяснений законодательства по уплате налога на добавленную стоимость (НДС).

Многостраничный проект содержит варианты толкования Судом множества сложных вопросов уплаты налога – от определения круга налогоплательщиков до налоговых ставок для международной перевозки товаров и налоговых вычетов. Судьи высшей инстанции обсудят проект на заседании Президиума ВАС РФ 24 апреля.

Согласно документу, ВАС РФ предлагает закрепить обязанность государственных и муниципальных органов, имеющих статус юридического лица, уплачивать НДС в случаях, когда они действуют в собственных интересах как самостоятельный хозяйствующий субъект, а не реализуют публичные властные функции и полномочия. Напомним, что недавно Президиум ВАС РФ признал, что с дохода от продажи муниципального имущества физическим лицам Комитет по управлению имуществом администрации города Камышина Волгоградской области должен был заплатить НДС.

Второй пункт проекта посвящен необходимости вовремя представлять документы для получения права на освобождение от уплаты налога и продления освобождения. Суд подчеркивает, что сроки направления уведомлений и документов в указанных целях строго определены (освобождение может применяться не ранее того месяца, до 20-ого числа которого в налоговый орган было направлено уведомление о начале его применения). Но все же отказать налогоплательщику в праве обоснованно использовать освобождение от уплаты налога невозможно. При этом в «Варианте пункта 2» ВАС РФ более четко излагает данную позицию без оглядки на обязанность по соблюдению сроков.

Для неосторожных налогоплательщиков Суд еще раз оговаривает обязанность уплачивать налог в бюджет в случае реализации неподлежащих налогообложению товаров (работ, услуг), если покупателю был выставлен счет-фактура с выделение суммы налога.

Стоит упомянуть, что реализация конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов, ценностей, перешедших по праву наследования государству, облагается налогом с того лица, которое первым получает денежные средства от продажи такого имущества.

Для ритейлеров в документе подчеркивается, что товары, выбывшие в результате событий, не зависящих от воли налогоплательщика (например, порча, хищение, стихийное бедствие), не облагаются налогом, но в этом случае налогоплательщик обязан доказать, что товары были утрачены именно таким образом; иначе ему придется заплатить НДС. В проекте также отмечается, что невыполнение налогоплательщиком каких-либо административных предписаний (неполучение лицензии, неосуществление регистрации договора) не влечет за собой неблагоприятные для него налоговые последствия (невозможность применения налоговых вычетов, освобождения от налогов). Исключение составляют ситуации, прямо предусмотренные Налоговым кодексом.

Кроме того, проект Постановления предусматривает, что передача сувениров, подарков и бонусов в качестве дополнения к основному товару облагается НДС, если только налогоплательщик не докажет, что цена основного товара включает в себя стоимость подарка и исчисленный налог охватывает передачу подарка. Но такой пункт вызвал негативную реакцию экспертов, так как продавцу, возможно, придется в договоре указывать, что стоимость основного товара включает в себя также и стоимость подарка, что сведет маркетинговый эффект такой акции на нет.

Суд снова указал на то, что не облагаются налогом рекламные материалы, направленные на увеличение объема продаж, если они не отвечают признакам товара, а также бесплатные гарантии и компенсации работникам в натуральной форме (например, в связи с вредными или опасными условиями труда).

Обобщив судебную практику по вопросам последствий непредъявления суммы налога продавцом покупателю, Суд указал, что публично-правовой характер обязанности по уплате налогов позволяет продавцу истребовать данную сумму налога в пределах срока исковой давности. При этом ВАС РФ предложил «Вариант пункта 17», в котором указал, что если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в дополнительно к указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом.

Кроме того, в целях установления момента определения налоговой базы на день оплаты в проекте уравниваются момент оплаты, произведенной денежными средствами, и момент исполнения обязательства по оплате в неденежной форме (в том числе прекращением денежного обязательства зачетом встречных однородных требований).

Также проект Постановления ВАС разъясняет, что при проведении камеральных проверок налоговые инспекции не вправе запрашивать у налогоплательщиков, применяющих какие-либо налоговые льготы, документы, не связанные с такими льготами. А если налогоплательщик, применяющий налоговые специальные режимы, выставил контрагенту счет-фактуру с НДС, то он должен заплатить данный налог и при этом не вправе обращаться потом за налоговыми вычетами.

С текстом проекта Постановления Пленума ВАС РФ можно ознакомиться по ссылке - http://arbitr.ru/_upimg/C46CB2ADEE0F4EED9A66EE87451ED0EC_президиум_24апр14.pdf