Назад к новостям

Ярослав Кулик, руководитель антимонопольной практики ART DE LEX принял участие в круглом столе "Судебные и внесудебные механизмы защиты прав и интересов потребителей на рынке финансовых услуг: международный опыт и российская практика".

19 ноября 2013 года в Агентстве стратегических инициатив состоялся круглый стол на тему: «Судебные и внесудебные механизмы защиты прав и интересов потребителей на рынке финансовых услуг: международный опыт и российская практика».

Эта работа осуществляется в рамках совместной деятельности подгруппы «Повышение уровня защиты прав потребителей» межведомственной рабочей группы по мониторингу и контролю фактического исполнения плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» при Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, а также соответствующей рабочей группы Агентства стратегических инициатив.

В дискуссии приняли участие представители Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации, члены общественных объединений предпринимателей, представители финансового сектора - Центробанка России, Ассоциации российских банков, Всероссийского союза страховщиков, а также сотрудники Посольства Великобритании.

Участники встречи обсудили законопроект о создании института финансового омбудсмена.

«В Госдуму этот документ пока не внесен, так как в нем отсутствует принцип обязательного членства и неясно, какие конкретно финансовые организации входят в систему. Последняя версия законопроекта сейчас находится на стадии оценки регулирующего воздействия», - пояснил глава Конфедерации прав обществ потребителей Дмитрий Янин.

Депутат Государственной Думы Российской Федерации, член президиума ОПОРЫ России Виктор Климов напомнил, что на Петербургском международном экономическом форуме Президент России Владимир Путин заявил о необходимости запуска института коллективных исков до конца текущего года.

«Этот законопроект очень востребован - без подобной угрозы монополистам на рынках ЖКХ и розничной торговли мы порядок не наведем. При этом, если у юриста нет мотива, не будет прозрачности в расчетах, можно столкнуться с серьезными проблемами. Надо реально смотреть на вещи», - заявил Виктор Климов.

Директор «Мерани консалтинг» Тамара Лордкипанидзе в своем выступлении отметила, что, по данным опросов, в Великобритании лучшие показатели среди стран Европы по защите прав потребителей (87% ответили, что чувствуют себя защищенными).

«Два основных органа на государственном уровне регулируют защиту прав потребителей финансовых услуг: орган пруденциального надзора и управление деловой этики. Финансовый омбудсмен - независимая и не государственная структура. Это бесплатно для потребителей, а решение омбудсмена является окончательным. Служба существует за счет Лицензионных сборов от финансовых организаций. Плюс финансовые организации платят за каждое дело через финансового омбудсмена», - рассказала о технологии работы финансовых омбудсменов в Великобритании Тамара Лордкипанидзе.

Дмитрий Янин, в свою очередь, напомнил, что финансовые организации в Великобритании не допускаются к рынку без участия в системе досудебного решения споров. Это снижает нагрузку на судебную систему и повышает доверие к финансовым организациям.

«В законе о защите прав потребителей есть пробел - он слабо отражает реализацию прав граждан, особенно досудебное регулирование. Финансовый омбудсмен экономически выгоден бизнесу, так как это меньшие расходы по сравнению с судебными издержками для бизнеса. Финансовый омбудсмен разгружает суды», - считает заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина.

Советник президента Ассоциации российских банков Павел Медведев, который работает с сотней организаций в качестве финансового омбудсмена, сообщил, что страховых жалоб в настоящее время немного, так как люди пока не верят, что это сработает.

«Мы оценили расходы на первое время для такой службы: 70 человек в год, потом меньше. Как бы не был велик этот аппарат, каждый нанятый человек - это экономия для общества», - отметил Павел Медведев.

Для банка экономически выгодно было бы объединять похожие иски при разрешении споров в суде. Финансовая услуга типична и подчиняется строгим правилам, поэтому жалобы будут похожими.

«Это позволит судам более качественно рассматривать дела, не затрачивая время на одинаковые технические процедуры», - считает руководитель антимонопольной практики юридической компании Аrt De Lex, член международной ассоциации юристов и НП «Содействие развитию конкуренции» Ярослав Кулик.

«Мы не против коллективных исков, это объективная необходимость. Есть правонарушения, которые охватывают миллионы людей, поэтому нужна коллективная защита. Институт не должен превращаться в мощный финансовый стимул для зарабатывания денег, европейская модель ближе», - озвучил позицию предпринимателей член Комитета по развитию конкуренции РСПП Анатолий Мальцан.

Руководитель проекта Департамента мониторинга предпринимательских инициатив АСИ Александр Власов напомнил, что в дорожной карте «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» предусмотрена реализация мероприятия по коллективным искам. Рабочая группа планирует рассмотреть и дать свою оценку качеству исполнения этого пункта в декабре 2013 года (Ответственный исполнитель: Минюст России).

Источник: Редакция сайта АСИ