Назад к разделу Аналитика

Информационный бюллетень практики Антимонопольного регулирования (Выпуск 1, 2015)

События

Новые поправки к четвертому антимонопольному пакету

15 января 2015 года на сайте Единого портала[1], был опубликован Проект поправок  к проекту Федерального закона № 602468-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», иные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений  законодательных актов Российской Федерации» (далее – «Проект поправок к четвертому антимонопольному пакету»).

Данный Проект поправок к четвертому антимонопольному пакету предусматривает дополнительные изменения и уточнения к ранее разработанному четвертому антимонопольному пакету. Так, например, он предусматривает более детальное регулирование недобросовестной конкуренции, доминирующего положения, вертикальных соглашений между хозяйствующими субъектами, а так же закрепляет ряд положений, регулирующих апелляцию в рамках Федеральной антимонопольной службы России.

С подробным обзором Проекта поправок к четвертому антимонопольному пакету можно ознакомиться по ссылке.

Поправки к статье 178 Уголовного Кодекса РФ вступили в силу

20 марта 2015 года вступил в силу  Федеральный закон № 45 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – «Закон о внесении изменений в статью 178 УК РФ»).

В соответствии с вышеназванным Федеральным законом, внесены изменения в статью 178 Уголовного Кодекса РФ, а именно:

1) изменено название статьи на «ограничение конкуренции»;

2) уточнена объективная сторона преступления, а именно: преступлением признается заключение между хозяйствующими субъектами соглашения (картеля), если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо повлекло извлечение дохода в крупном размере. До внесения изменений преступлением признавались нарушения антимонопольного законодательства, в виде заключения картельного соглашения, или неоднократного злоупотребления доминирующим положением;

3) в 10 раз увеличены размеры доходов, признаваемых крупными и особо крупными для целей настоящей статьи. Размер крупного дохода теперь составляет 50 млн рублей вместо 5 млн, а особо крупного – 250 млн рублей вместо 25 млн. Так же, размер крупного ущерба  увеличен с 1 млн до 10 млн рублей, а особо крупного ущерба – с 3 млн до 30 млн рублей. Такие изменения позволят исключить уголовную ответственность для субъектов малого предпринимательства;

4) изменены основания освобождения от ответственности   за совершение преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ. Лицо сможет быть освобождено от уголовной ответственности только, если «первым из числа соучастников преступления добровольно сообщит об этом преступлении». До внесения изменений для освобождения от уголовной ответственности достаточно было способствовать раскрытию преступления, возместить ущерб или иным образом загладить вред.

Подробнее с обзором статьи 178 УК РФ можно ознакомиться по ссылке.

Тендер для отбора операторов электронных торгов 2016-2020 годов в сфере государственного заказа  

Министерство экономического развития РФ решило провести Тендер по отбору операторов электронных площадок для проведения электронных аукционов на 2016-2020 годы (далее – «Тендер»).  Тендер предполагается проводить на основании Постановления Правительства РФ  «Об установлении порядка и условий отбора операторов электронных площадок для проведения электронных аукционов» (далее - «Постановление Правительства РФ»), которое предположительно вступит в силу в апреле 2015 года.

Извещение о проведении Тендера планируется разместить на официальном сайте организатора отбора[2] также в апреле 2015 года.

В настоящее время операторами электронных торгов являются ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО «ЕЭТП», ООО «РТС-Тендер», ЭТП ММВБ и АГЗ РТ. Их полномочия закончились и были продлены с 25 января 2014 года еще на один год до 25 января 2015 года. Сейчас они фактически действуют без договора, поэтому требуется всячески ускорить проведение нового Тендера. К участникам предстоящего Тендера 2015 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ будут предъявляться более жесткие требования, нежели пять лет назад. Так, например:

  1. оператор электронной площадки должен будет обладать статусом юридического лица не менее одного года. При проведении аналогичного отбора в 2010 году к участию в тендере допускались еще и индивидуальные предприниматели, а ограничение по минимальному  сроку осуществление деятельности с момента регистрации отсутствовало.
  2. размер уставного капитала участников предстоящего тендера не менее 10 млн рублей;
  3. не допускаются к участию в отборе юридические лица, в состав учредителей которых входят иностранные граждане и иностранные юридические лица.
  4. расширены технические требования к участникам, такие как: наличие собственного и (или) арендуемого канала связи в размере не менее 1 гигабита, и позволяющего обеспечить возможность одновременного обращения к электронной площадке не менее чем 10 000 соединений в 1 секунду; наличие круглосуточной телефонной службы технической поддержкой пользователей с бесплатным для пользователей телефоном технической поддержки.
  5. включены дополнительные требования, как то: наличие не менее одной тысячи зарегистрированных (аккредитованных) клиентов[3] на электронной площадке; наличие опыта работы[4] в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ужесточение требований к участникам отбора продиктованы необходимостью обеспечения более высокого качества функционирования электронных площадок, в связи с возросшим объемом закупок на электронных торгах.

С дополнительными аспектами проекта Постановления Правительства РФ можно ознакомиться по ссылке.

ФАС России рассматривает дело против корпорации Google

13 апреля 2015 года ФАС России приступила к рассмотрению дела по жалобе ООО «Яндекс», поданной против американской корпорации Googlе. Дело было возбуждено по части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции по подозрению американской корпорации в недобросовестной конкуренции, а именно в противозаконном продвижении сервисов Google Play, Google Maps, YouTube для мобильной операционной системы Android. На данный момент его рассмотрение отложено до конца мая для того, чтобы  корпорация Google смогла предоставить документы для  обоснования своей позиции.

Так, компания «Яндекс» обвиняет корпорацию Google в том, что доступ к ключевым компонентам Android таким как, магазин приложений Google Play, ограничен. По заявлению представителей ООО «Яндекс», корпорация Google имеет реальную возможность лишиться ее лицензии на пакет приложений Google Mobile Services, включающий себя собственные сервисы Google и магазин приложений Google Play. Без приложения Google Play будет практически невозможно продавать устройства на Android, а производители электронных устройств, которые захотят его получить, смогут сделать это только на условиях американской компании. Более того, ООО «Яндекс» не устраивает, что американская корпорация может вводить любые ограничения вплоть до запрета на сотрудничество с конкурирующими сервисами.

Ранее, в июле 2014 года, Еврокомиссия привлекла ООО «Яндекс» в качестве свидетеля к антимонопольному расследованию в отношении корпорации Google. Расследование было начато еще 2013 году, по схожему предмету, а именно: по обвинениям американской корпорации в недобросовестной конкуренции при предоставлении производителям смартфонов операционной системы Android. Подробнее с обзором по расследованию Европейской комиссии можно ознакомиться по ссылке.

Зимой 2015 года, в США Окружным судом Северного округа Калифорнии был отклонен частный иск двух американских граждан на неконкурентные действиях корпорации Google при заключении договоров с производителями мобильных устройств на операционной системе Android. Основанием иска стало косвенное влияние неконкурентных действий американской корпорации на повышение цен смартфонов. Влияние выразилось в навязывании производителям обязательной установки на смартфоны с системой Android своего поисковика и иных приложений. Суд отклонил иск, поскольку истцы не смогли доказать конкретный ущерб, нанесенный действиями корпорации Google, который антимонопольное законодательство смогло бы предотвратить. Однако суд дал соистцам 21 день на подачу новой жалобы.

18 марта 2015 года правила об изменениях условий контрактов, срок исполнения которых завершается в 2015  году, вступили в силу 

Постановление Правительства РФ от 06 марта 2015 года № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году» (далее - «Постановление») закрепляет возможность для  сторон контракта, заключенного в для обеспечения государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, изменять срок исполненного контракта, цену контракта, цену единиц товара (работ, услуг) количество товаров (объема работ, услуг).

Постановление распространяется на контракты со сроком исполнения свыше 6 месяцев, который завершается в 2015 году. Для того чтобы внести изменения в контракт необходимо, чтобы его исполнение, без внесения изменений, было невозможным  по независящим от сторон обстоятельствам.

Внести изменения можно только в такие контракты, которые соответствуют следующим условиям:

1) предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечни, утверждаемые в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ.

При этом цена контракта:

     а) должна превышать 1 млн рублей при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд либо размер, установленный высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации - при осуществлении закупок для нужд субъектов РФ или муниципальных нужд;

     б) цена должна составлять не более чем 5 млн рублей, если контракт заключен по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

2) предметом которых является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.

Для внесения изменений в контракт сторонам будет необходимо заключить дополнительное соглашение. Основанием для подготовки такого соглашения будет являться  обращение поставщика (подрядчика, исполнителя), направленное в адрес заказчика в письменной форме с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств.

С помощью данного Постановления стороны получат возможность скорректировать условия своих контрактов, что, безусловно,  благоприятно скажется на их исполнении.

Судебная и административная практика

Верховный суд подтвердил законность решения ФАС России в отношении РЖД

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ (далее - «ВС РФ») от 01 октября 2014 года ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») было признано виновным в нарушении пунктов 3, 4 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Не согласившись с вышеназванным определением, ОАО «РЖД» подало надзорную жалобу, однако 24 февраля 2015 года ВС РФ не нашел оснований для ее передачи в Президиум ВС РФ.

Дело было возбуждено ФАС России против ОАО «РЖД»,  ОАО «Первой грузовой компании» и ОАО «Второй грузовой компании» еще в 2011 году  на основании обращений ряда хозяйствующих субъектов (ЗАО «БУЭК», ООО «Давос -Трейдинг», ООО «Руссоль», ООО «Лес-Инвест», ООО ПФК «ВУД ЭКСПОРТ» и другие). Недовольство вышеназванных хозяйствующих субъектов заключалось в росте совокупных транспортных затрат, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом общего пользования; снижением доступности услуг грузовых железнодорожных перевозок; несогласование (отказ в согласовании) перевозчиком заявок на осуществление перевозок по форме ГУ-12 по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством (например, отсутствие или нехватка грузовых вагонов).

В результате таких действий в период с ноября 2010 по декабрь 2011 года грузоотправители, получившие отказы в предоставлении подвижного состава со стороны ОАО «РЖД», понесли убытки, связанные с необходимостью привлечения к перевозке арендованного подвижного состава и срывом поставок.

Признавая ОАО «РЖД» виновным в нарушении Закона о защите конкуренции, ВС РФ стимулирует других грузоотправителей обращаться с «частными исками» в государственные органы для защиты своих прав и законных интересов.

С подробным обзором определения ВС РФ от 01 октября 2014 года можно ознакомиться по ссылке.

Верховный Суд подтвердил обязательность рекомендаций ФАС России по установлению цен на апатитовый концентрат

13 января 2015 года Верховный Суд РФ отказал ОАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» (далее – «ОАО «ЗМУКЧХК») в передаче кассационной жалобы на ОАО «ФосАгро», ЗАО «ФосАгро АГ» и ОАО «Апатит» (далее - «Ответчики») в Судебную коллегию по экономическим спорам.

В исковом заявлении ОАО «ЗМУКЧХК»  указал на установление ответчиками, занимающими доминирующее положение, монопольно высокой цены на апатитовый концентрат и на уклонение от заключения договора.

ОАО «Апатит» определило цену на апатитовый концентрат по формуле, разработанной ФАС России в Рекомендациях от 11 декабря 2012 года «По обеспечению недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата» (далее - «Рекомендации»). Однако ОАО «ЗМУКЧХК» посчитал цену завышенной, и предложил определять ее посредством умножения цены прошлого года на отраслевой индекс роста цен, рассчитанный на соответствующий период, что привело бы к ее существенному снижению.

Суд первой инстанции посчитал требование ОАО «ЗМУКЧХК»  обоснованными, ввиду свободы заключения гражданского договора, однако суд апелляционной инстанции отменил нижестоящее решение, указав на обязательный характер принципов определения цены, заложенных в Рекомендациях, для Ответчиков на основании статьи 10 Закона о защите конкуренции. Верховный Суд РФ поддержал позицию апелляционного суда, чем признал необходимость и обязательность исполнения рекомендаций ФАС России.

С Определением ВС РФ от 13 января 2015 года можно ознакомиться по ссылке.

АС МО подтвердил, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности не применяются к делам о злоупотреблении доминирующим положением

Израильская компания «Тева Фармасьютикал Индастриз Лимитед», занимающая доминирующее положение на товарном рынке лекарственного препарата «Копаксон», нарушила пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в отказе от заключения договора с ЗАО «МФПДК «БИОТЭК».

Израильская компания уклонялась от заключения договоров на продажу лекарственного препарата, ссылалась на исключительные права патентообладателя. Однако Суд указал, что предусмотренные частью 4 статьи 10 Закона о защите конкуренции изъятия для действий по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не применяются к делам о злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующим субъектом в виде экономически и технологически необоснованного отказа в поставке товара. Следовательно, компания «Тева Фармасьютикал Индастриз Лимитед» нарушила Закон о защите конкуренции.

12 марта 2015 года Арбитражный суд Московского округа (далее – «АС МО») отказал компании «Тева Фармасьютикал Индастриз Лимитед» в удовлетворении кассационной жалобы на решение апелляционной инстанции по вопросу признания незаконным решения АС России. АС МО не нашел снований для переоценки выводов, ранее сделанных апелляционным судом.

Подробнее с обзором Определения апелляционного суда можно ознакомиться по ссылке.

Иностранный опыт

Европейская комиссия  предъявила обвинения ОАО «Газпром» в нарушении антимонопольного законодательства

22 апреля 2015 года Европейская Комиссия (далее – «Еврокомиссия»)  предъявила обвинения российской компании ОАО «Газпром» в препятствовании свободной конкуренции и в завышении цен на газ для ряда европейских стран, среди которых Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша и Словакия.  

Ранее, 18 февраля 2015 года член Европейской Комиссии по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер заявила о возобновлении антимонопольного расследования в отношении российской компании ОАО «Газпром», которую подозревают в злоупотреблении доминирующим положением на рынке.

В сентябре 2012 года Литва подала жалобу в Еврокомиссию на ОАО «Газпром» с обвинением в намеренном завышении цен на продажу газа и потребовала компенсацию в размере $2 млрд. Весной 2014 года расследование было приостановлено, однако теперь оно снова возобновилось.

ОАО «Газпром» считает предъявленные обвинения необоснованными и считает, что строго соблюдает все нормы международного права и законодательства в странах, где оно осуществляет свою деятельность.

В случае, если вина  ОАО «Газпром» будет доказана, то компании грозит крупный штраф, в размере до 10% от годовой выручки.

Проекты нормативно-правовых актов 

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня случаев и условий, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта»

Законопроект предусматривает возможность не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта, в случаях если:

  • участниками закупки являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;
  • проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • установлено условие о перечислении поставщику авансовых платежей на счет, открытый в учреждениях Банка России;
  • заказчик проводит окончательный расчет с поставщиком в размере не менее 30% цены контракта для обеспечения федеральных нужд (для нужд субъекта федерации и муниципальных нужд может быть определен иной размер окончательного расчета) и только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом обязательств. При этом контрактом не может быть предусмотрен аванс в размере более 15% цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд (для нужд субъекта федерации и муниципальных нужд также может быть определен иной показатель);
  • участниками закупки являются бюджетные или автономные учреждения.

Принятие данного Постановления позволит снизить себестоимость исполнения контрактов, а также снизить финансовую нагрузку на субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации при исполнении ими контрактов.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «О защите конкуренции»

Законопроект предусматривает альтернативный способ расчета компенсации для возмещения убытков, возникших в результате нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с данным проектом предполагается дополнить  статью 37 Закона о защите конкуренции частью 4, в соответствии с которой лицо, чьи права и интересы были нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе потребовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков, определяемых в соответствии Гражданским законодательством Российской Федерации, выплаты компенсации в размере от одного до пятнадцати  процентов стоимости товара, реализованного с нарушением требований антимонопольного законодательства, определяемой по усмотрению суда, исходя из характера нарушения.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 15 и статью 16 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Проект федерального закона направлен на установление обязанности иностранного инвестора или группы лиц представить в уполномоченный орган информацию о находящихся в их владении пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, которое осуществляет хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в течение 90 дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации хозяйственного общества.

Таким образом, законопроект направлен на усиление контроля  за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение.

Проект ведомственного приказа ФАС России «Об утверждении Положения об информационной политике Федеральной антимонопольной службы и её территориальных органов»;

Проект ведомственного приказа ФАС России «О порядке ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»;
 
Проект ведомственного приказа ФАС России «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации».             

[1] Единый портал – это официальный сайт, созданный для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru).

[2] Организатором отбора является федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.  Официальный сайт - www.economy.gov.ru.

[3] Под регистрацией (аккредитацией) в целях настоящего документа понимается предоставление клиенту доступа к закрытой части электронной площадки с помощью сертификата ключа проверки электронной подписи, позволяющего клиенту принимать участие в процедурах закупок в электронной форме, проводимых на электронной площадке.

[4] Под опытом работы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации понимается, опыт проведения закупок в электронной форме, с размещением извещений на официальном сайте и электронной площадке в соответствии с требованиями Федеральных законов от 18 июля 2011 года  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2013 года по 1 июня 2014 года. Общее число закупок, проведенных заказчиками с использованием электронной площадки Участника отбора, должно быть не менее пяти тысяч.