Назад к разделу Аналитика

Информационный обзор для бизнеса и инвесторов Турции (Выпуск 6, 2014)

Инициатива Турции создать зону свободной торговли с Таможенным союзом укрепит российско-турецкие экономические связи

На встрече «Большой двадцатки» (G20), которая проходила в австралийском городе Кернс 20 сентября 2014 года, министр экономики Турции Нихат Зейбекчи в рамках переговоров с министром экономического развития России Алексеем Улюкаевым выступил с предложением о создании свободной зоны с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана.

Желание турецких коллег создать беспошлинную зону подтверждает серьезную нацеленность на взаимовыгодное сотрудничество. Сегодня торгово-экономические отношения России и Турции достигли самого высокого уровня за весь период двухстороннего диалога. В 2013 году товарооборот составил около 34 миллиардов долларов.

Эти цифры — результат последовательных действий руководства стран. Российская сторона заинтересована довести товарооборот до отметки в 100 миллиардов долларов к 2020 году, а Турция, в свою очередь, имеет задачу увеличить ВВП вдвое к 2023 году. Создание свободной зоны торговли может стать еще одним шагом навстречу к амбициозной перспективе.

Представляется, что на фоне сложившейся геополитической обстановки, Турция способна занять высвобождающиеся от европейских инвесторов ниши российской экономики (например, легкую промышленность, автомобилестроение, приборостроение), а переход во взаиморасчетах на национальные валюты, предусмотренный в рамках договоренностей с членами Таможенного союза, по мнению Алексея Улюкаева, снизит зависимость российской экономики от доллара США.

Руководство Крыма привлекает инвесторов из КНР, Турции, Франции и Израиля

Власти Крыма проводят переговоры с инвесторами из Китая, Турции, Франции и Израиля о вложении средств в экономику полуострова. По словам министра экономического развития Крыма Светланы Вербы, китайские инвесторы предлагают свое участие в крупных инфраструктурных проектах — это морские порты, это транспортные переходы и вся транспортная инфраструктура, магистрали, пятизвездочные отели.

По словам чиновника, инвесторы из Турции готовы участвовать в развитии промышленных парков, энергетики, газотранспортных систем Крыма, в жилищном строительстве и гостиничном бизнесе. Франция готова вкладывать в объекты развлечения, Израиль — в сельское хозяйство (овцеводство, птицеводство, молочное производство).

По словам Вербы, закон о развитии Крыма и Севастополя, который сейчас проходит доработку в Правительстве РФ, предусматривает введение специального инвестиционного режима на полуострове на 25 лет. Проект закона предполагает налоговые льготы и режим наибольшего благоприятствования для инвесторов. По словам министра, среди них — освобождение от налога на прибыль на 5 лет, от налога на имущество — на 10 лет и от земельного налога — до ввода объекта в эксплуатацию, сообщила министр.

В свете подобных заявлений представляется, что в планах властей РФ - превращение Крым в «цивилизованный офшор», для того, чтобы стимулировать развитие экономики региона. Для этого, в частности, необходимы налоговые льготы и законодательное установление благоприятного инвестиционного режима.

Россия — новая возможность для автомобильной промышленности Турции

В 2013 году импорт автомобилей в Россию составил 40 миллиардов долларов, а с учетом ввоза запчастей (11,5 миллиарда долларов) автомобильный сектор России импортировал более 50 миллиардов долларов. Основная часть этого импорта идет из стран ЕС. Если сказать точнее, около половины импорта автомобилей и 47% импорта запчастей составила продукция государств, входящих в Евросоюз. Из-за рубежа в Россию ввозится 27% легковых автомобилей, 46% грузовых машин, 13% автобусов. И преобладают здесь именно европейские фирмы.

В силу новых политических и экономических реалий представители турецкого автомобильного сектора полагают, что на российском автомобильном рынке возникли новые возможности для турецких автомобильных компаний.

Россия — это рынок, в котором в последние годы стремительно увеличивается интерес к турецкому автопрому. В 2009 году турецкий экспорт автомобилей в Россию составил 269 миллионов долларов, но за четыре года он увеличился в четыре раза, достигнув в 2013 году 1,92 миллиарда долларов. Россия — пятая в списке стран, куда Турция экспортирует наибольшие объемы продукции данного сектора, ее доля — 5,4%. В то же время представители автомобильного сектора Турции не исключают того, что санкции ЕС и России могут создать в этой отрасли новые возможности для турецких производителей.

Представляется, что в свете ослабления экономических связей России с ЕС, наибольшую пользу от этого получат инвестирующие в российский рынок турецкие автомобильные фирмы. Прогнозируется, что в этих условиях турецкий экспорт автомобилей в Россию, который в 2013 году превысил 1 миллиард долларов, в ближайшие несколько лет может возрасти в два или три раза.