+7 (495) 93 77 123

Медиа-центр

Ключевой контакт

Ярослав Кулик

Партнер, адвокат, руководитель антимонопольной практики, руководитель South Korea Desk

e-mail: Y.Kulik@artdelex.ru

Сохранить e-card

Информационный бюллетень практики антимонопольного регулирования (Выпуск 1, 2018)

30 января, 2018

СОБЫТИЯ

ПРЕЗИДЕНТ РФ ПОДПИСАЛ УКАЗ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ

21 декабря 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее - Указ). Цель документа – укрепление и развитие национальной экономики, повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, недопущение монополистической деятельности.
Указ направлен на уменьшение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти к 2020 году, а также увеличение объема закупок на 18% у среднего и малого бизнеса (далее - СМБ) государственными и муниципальными заказчиками и госкомпаниями.
Для достижения этих целей и задач Указом утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы.
Кроме того, Указ призван повысить конкуренцию на различных рынках путем обеспечения присутствия минимум трех игроков (причем не менее одного из них – частного) в каждой из отраслей экономики, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК).
Руководитель ФАС России Игорь Артемьев отметил, что Национальный план развития конкуренции стал первым подобным документом в истории страны. По его словам, он пределяет принципы, подразумевающие нетерпимость к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и злоупотребления монопольным положением в экономике. Глава антимонопольного ведомства выразил надежду, что каждые три года будет осуществляться актуализация данного документа.

ПРЕЗИДЕНТ РФ УТВЕРДИЛ МАСШТАБНЫЕ ПОПРАВКИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Президент РФ подписал ФЗ от 31 декабря 2017 года № 504-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и в ФЗ от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Поправки в Закон о контрактной системе предусматривают отказ от бумажной формы проведения закупок и перевод всех открытых закупочных процедур в электронную форму.
Поправки в Закон о закупках, в частности, устанавливают закрытый перечень способов закупок у субъектов среднего и малого бизнеса и полный их перевод в электронную форму. Проводиться такие закупки будут на универсальных торговых площадках, функционирующих в соответствии с Законом о контрактной системе. Эти меры позволят обеспечить поддержку субъектам СМБ в процессе закупок государственных компаний.
Заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян отметил, что ведомство стремится существенно упростить процедуру закупок, сделать ее максимально понятной и единообразной для потенциальных участников. Перевод всех открытых закупочных процедур в электронную форму – важнейший шаг в этом направлении, значительно упрощающий закупочные процессы для пользователя.

СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

GLOBAL PORTS И ФАС РОССИИ ДОГОВОРИЛИСЬ ОКОНЧАТЕЛЬНО

Три стивидорные компании Группы Global Ports, мирно урегулировали сложнейший спор с российским антимонопольным ведомством в ходе судебных дел о признании недействительными решений ФАС России о нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 ФЗ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
АО «Первый контейнерный терминал», ООО «Восточная стивидорная компания», АО «Петролеспорт» заключили с ФАС России мировые соглашения, утверждённые Арбитражным судом города Москвы 12 декабря 2017 года, 19 декабря 2017 года и 21 декабря 2017 года соответственно. Мировые соглашения существенно снизили размер изначально чрезмерного денежного взыскания, а также минимизировали риск возможных нарушений антимонопольного законодательства в будущем за счет сбалансированной системы нововведений поведенческих обязательств, удовлетворяющих ФАС России и не возлагающих на компанию необоснованных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Интересы всех трех компаний Группы Global Ports представляла юридическая фирма ART DE LEX, в лице руководителя антимонопольной практики Ярослава Кулика, руководителя группы, адвоката Кирилла Дозмарова, юристов Анны Митрошкиной и Елизаветы Савиной.
С более подробной информацией о деле можно ознакомиться по ссылке.

ФАС РОССИИ ПРИЗНАЛА ГРУППУ ЕВРАЗ НАРУШИТЕЛЕМ

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «ЕВРАЗ НТМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» (далее - Группа ЕВРАЗ) послужили документы и информация, полученные антимонопольным органом в ходе проведения анализа состояния конкуренции на рынке цельнокатаных колес. Группа ЕВРАЗ производит широкую номенклатуру цельнокатаных колес и занимает доминирующее положение на российском рынке производства колес диаметром 1058 мм для маневренных локомотивов. ФАС России сравнила рентабельность производства колес для локомотивов с рентабельностью производства основного продукта колесопрокатного цеха – железнодорожных колес диаметром 957 мм. На последний из указанных продуктов приходится более 80% колесопрокатного производства Группы ЕВРАЗ. Показатели по этому основному сортаменту определяют экономическую и технологическую целесообразность работы завода, а также уровень прибыли, в том числе «необходимый» для производства и реализации всего остального колесно-прокатного цеха. В ходе рассмотрения антимонопольного дела ведомство установило, что в период с 2013 года по 2015 год рентабельность производства 1058-миллеметровых колес для локомотивов в четыре и более раз превышала рентабельность, установленную предприятием на конкурентном рынке по основному виду продукции. По итогам рассмотрения дела ФАС России решила признать Группу ЕВРАЗ нарушившей пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ФАС РОССИИ ПРИЗНАЛА НАРУШИТЕЛЯМИ ОАО «ФГК» И ОАО «РЖД»

ОАО «Федеральная грузовая компания» (далее – ОАО «ФГК») и ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОА «РЖД»), по мнению ФАС России, виновны в установлении и поддержании монопольно высокой цены на предоставление полувагонов в период с июля 2016 года по март 2017 года.
Дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции было возбуждено на основании информации, полученной антимонопольным органом в ходе рассмотрения ряда обращений клиентов.
В результате допущенного хозяйствующими субъектами нарушения, по информации ведомства, ставки оперирования выросли с 400-500 руб. за вагон в сутки до 1300 руб. и более за вагон в сутки.
Вагонный парк ООО «УВЗ-Логистик» был передан в аренду ОАО «ФГК» в марте 2016 года с последующим предоставлением вагонов по цене 400-500 руб. за вагон в сутки. Указанная сделка была согласована ФАС России с одновременной выдачей предписания, ключевым условием которого являлось заблаговременное предоставление в антимонопольное ведомство экономического обоснования повышения цены на вагоны более, чем на 7,5%. Однако данное предписание было грубо нарушено ОАО «ФГК»: цены повышались без обоснования, невзирая на неоднократные предупреждения антимонопольной службы.
Как считает ФАС России, действия ОАО «ФГК» привели к локальному дефициту вагонов в ряде регионов и отраслей, и, как следствие, к росту цен на предоставление полувагонов с июля 2016 года.

ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ

АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ИТАЛИИ И ФРАНЦИИ ПОДКЛЮЧИЛИСЬ К РАССЛЕДОВАНИЮ «ЗАПЛАНИРОВАННОГО УСТАРЕВАНИЯ» ПРОДУКЦИИ APPLE И SAMSUNG

Антимонопольное ведомство Италии сообщило в конце декабря 2017 года, что начало проверку заявлений о том, что Apple Inc. и Samsung Electronics Co. Ltd использовали обновления программного обеспечения (ПО) для замедления работы смартфонов, стимулируя клиентов к переходу на новые модели смартфонов. В заявлении ведомства говорится, что обе компании не сообщили клиентам о том, что обновления могут негативно повлиять на производительность девайсов.
Итальянское ведомство считает, что американская и южнокорейская корпорации таким образом могли нарушить целых четыре статьи национального кодекса защиты потребителей. Если их признают виновными, обе компании могут быть подвергнуты многомиллионным штрафам.
Регулятор заявил, что компании Apple и Samsung подозреваются в согласованном проведении общей коммерческой политики, использующей возможности определенных программных компонентов для ограничения сроков штатной работы своих продуктов и стимулирования потребителей к приобретению новых моделей устройств.
Представили Apple признали, что ПО iPhone влияло на замедление работы некоторых телефонов с проблемными аккумуляторами, но отрицали, что когда-либо предпринимали умышленные действия, направленные на сокращение срока службы продуктов. Компания Samsung отказывается пока от каких-либо комментариев.
Судебные иски против компании Apple были поданы в Калифорнии, Нью-Йорке и Иллинойсе: истцы утверждают, что компания обманывала пользователей, замедляя работу устройств без предупреждения. Компания Apple столкнулась с исками и во Франции, где «запланированное устаревание» также представляет собой нарушение положений законодательства. Кроме того, расследованием в отношении корпорации по указанному поводу занялась Прокуратура Парижа. Аналогичная участь в скором времени может постигнуть и компанию Samsung.

ПЯТЬ ПОСТАВЩИКОВ ЯПОНСКИХ АВТОЗАПЧАСТЕЙ ОШТРАФОВАНЫ ЗА ЗАКЛЮЧЕНИЕ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ

Европейская комиссия оштрафовала фирмы Tokai Rika, Takata, Autoliv, Toyoda Gosei и Marutaka в общей сложности на 34 млн евро за нарушение положений антимонопольного законодательства в Европейском Союзе (ЕС).
Каждая из перечисленных компаний была уличена в заключении от одного до четырех картельных соглашений на рынке автомобильных запчастей (автомобильных ремней и подушек безопасности, а также рулевых колес для японских автопроизводителей) в европейской экономической зоне (EЭЗ).
Создание и координация картелей проходила за пределами Европы, в первую очередь – в Японии, участники организовывали общение в офисах поставщиков, в ресторанах и отелях, а также по электронной почте. Европейской комиссией установлено, что все пять поставщиков согласовывали цены для конкретных рынков, обменивались конфиденциальной информацией о поставках японским компаниям Toyota, Suzuki и Honda в EЭЗ. Каждая из пяти компаний признала свое участие в картелях и согласилась урегулировать конфликт. Компания Takata не была оштрафована за участие в трех из четырех картелях, а Tokai Rika – в одном из них, так как компании активно сотрудничали с Комиссией, доказав свою непричастность к конкретным картелям.
Комиссар Маргрет Вестагер, отвечающая за политику ЕС в области конкуренции, отметила, что ремни и подушки безопасности ежедневно защищают жизнь людей, имеют важное значение для всех автомобилистов в ЕС. Она подчеркнула, что пять оштрафованных поставщиков сговорились, чтобы максимизировать прибыль от продажи указанных автокомпонентов. Это могло повлечь рост цен автозапчастей для ряда производителей, торгующих автомобилями в Европе. Маргрет Вестагер также отметила, что заключение картельных соглашений, оказывающих влияние на европейский рынок, недопустимо как на территории Европы, так и за ее пределами.

ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

ПРОЕКТ ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Указанный законопроект разработан ФАС России в целях ужесточения ответственности за повторное участие в картелях. Согласно тексту законопроекта, повторное заключение ограничивающих конкуренцию соглашений в течение трех лет с момент привлечения лица к административной ответственности за ранее заключенное антиконкурентное соглашение влечет за собой наказание в виде двукратного размера административного штрафа, предусмотренного действующим законодательством.
Помимо указанной инициативы ФАС России предлагает уточнить условия применения «программы смягчения». Согласно действующей редакции статьи 14.32 КоАП РФ, лицо или группа лиц, которые признались о своем участии в картеле и предоставили в ФАС России необходимую информацию, освобождаются от ответственности. Вместе с тем, примечанием к статье 14.32 КоАП РФ не предусмотрено, сколько раз может применяться программа смягчения в отношении одного лица. Предлагаемые ФАС России поправки направлены на исключение возможности злоупотребления таким правом и на установление возможности освобождения от ответственности/смягчения ответственности только для тех хозяйствующих субъектов, которые впервые привлекаются к административной ответственности за данный вид правонарушения.

ПРОЕКТ ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РФ»

ФАС России направила в федеральные органы исполнительной власти для рассмотрения законопроект, который предлагает дополнить Закон о защите конкуренции новой главой, предусматривающей запрет на создание государственных и муниципальных унитарных предприятий или изменение видов их деятельности без предварительного согласования с антимонопольным органом.
По мнению ФАС России, участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние и ограничивает конкуренцию на локальных рынках. Соответственно, необходимо формирование механизма контроля за их созданием и рыночным поведением.
Законопроект предусматривает выдачу в письменной форме согласия антимонопольного органа на создание, в том числе путем реорганизации, а также изменение видов деятельности унитарных предприятий, за исключением тех случаев, когда их создание предусмотрено федеральным законом, актами Президента РФ или Правительства РФ.
Согласно законопроекту, неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 2 статьи 213 законопроекта, влечет за собой административную ответственность. Унитарное предприятие, созданное с нарушением установленных законопроектом требований, подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Подготовили Елизавета Савина, Асия Раджабова