+7 (495) 93 77 123

Медиа-центр

Ключевой контакт

Ярослав Кулик

Партнер, адвокат, руководитель антимонопольной практики, руководитель South Korea Desk

e-mail: Y.Kulik@artdelex.ru

Сохранить e-card

Информационный бюллетень практики антимонопольного регулирования (Выпуск 4, 2019)

15 августа, 2019

СОБЫТИЯ

В МОСКВЕ СОСТОИТСЯ VI КОНФЕРЕНЦИЯ ПО КОНКУРЕНЦИИ ПОД ЭГИДОЙ БРИКС

16-19 сентября 2019 года в г. Москве пройдет VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС, программа которой утверждена и включает в себя обсуждение вопросов конкуренции на продовольственных, автомобильных, цифровых и фармацевтических рынках БРИКС. Кроме того, организаторами запланировано проведение сессий по вопросам обеспечения конкуренции при осуществлении государственных закупок, рассмотрения глобальных сделок экономической концентрации, а также антимонопольного регулирования естественных монополий и государственных корпораций.

Одним из ключевых мероприятий конференции станет II Евразийский форум по картелям (далее – Форум), в рамках которого участники обсудят проблемы борьбы с картелями на национальном и наднациональном уровнях, включая особенности применения уголовной ответственности и практические аспекты трансграничных расследований.

Партнер, руководитель антимонопольной практики ART DE LEX Ярослав Кулик выступит модератором деловой игры «Рассмотрение дела о картеле на торгах с использованием компьютерных программ», по итогам которой запланировано проведение открытой дискуссии участников и спикеров Форума. К участию в мероприятии, помимо представителей ФАС России, иностранных антимонопольных ведомств и государственных органов, приглашены представители бизнес-сообщества, а также практикующие юристы и деятели науки.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПОДГОТОВИЛА ДОКЛАД ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЛОКЧЕЙН И КРИПТОВАЛЮТЫ

22 июля 2019 года Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) опубликовала доклад«Криптовалюты и блокчейн как атрибуты новой экономики. Разработка регуляторных подходов: международный опыт, практика государств-членов ЕАЭС, перспективы для применения в Евразийском экономическом союзе» (далее – Доклад).

Доклад является первым документом, отражающим официальную позицию ЕЭК по проблематике криптовалюты и блокчейн, которая

формировалась в 2017–2019 годах в ходе встреч представителей государственной власти, бизнеса и научного сообщества государств-членов Евразийского экономического союза.

Отсутствие комфортного климата для ведения хозяйствующими субъектами деятельности по рассматриваемым направлениям, по мнению ЕЭК, обусловлено негативным информационным фоном, ощущением непостоянства принимаемых государствами-членами решений, а также неопределенности в применении уголовного законодательства.

ЕЭК предлагает два альтернативных варианта разрешения указанных проблем: создание принципиально нового законодательства, приближенного к требованиям новой цифровой экономики, либо применение существующих правовых норм к деятельности, связанной с криптовалютами и блокчейн. В Докладе представлен предлагаемый ЕЭК к утверждению проект Единого глоссария, содержащий основные термины и определения в исследуемой сфере, а также принципы ее государственного регулирования. ЕЭК намерена продолжить совместно с заинтересованными лицами обсуждение для целей доработки Единого глоссария как в части терминологии, так и принципов регулирования.

Важно отметить, что ЕАЭС стал первым интеграционным объединением, начавшим формирование гармонизированной международно-правовой среды для использования криптовалют и технологии блокчейн.

В ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ

2 августа 2019 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статью 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон), положения которого направлены на исключение права регулирующего органа субъекта РФ превышать установленные предельные максимальный и (или) минимальный уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Причиной внесения указанных изменений послужило то, что порядка 15% тарифных решений по услугам по передаче электрической энергии принималось в размере, превышающем установленные ФАС России предельные максимальные уровни тарифов.

Кроме того, Законом предусмотрено применение предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии в случаях, когда регулирующим органом субъекта РФ решения об установлении тарифов на указанные услуги не были приняты либо приняты вне рамок установленных предельных уровней.

Согласно положениям Закона, с 1 января 2023 года будет осуществляться переход к установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме долгосрочных тарифов со сроком действия не менее чем 5 лет.

СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ ПОДДЕРЖАЛ КОМПАНИЮ В СПОРЕ С ФАС РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

20 марта 2018 года ФАС России по итогам проверки соблюдения АО «Уральские радиостанции» требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа вынесла решение о признании Общества нарушившим положения части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275- ФЗ «О государственном оборонном заказе». Нарушение указанных положений выразилось, по мнению антимонопольного органа, в несоблюдении Обществом требований документации электронных аукционов и контрактов о стране происхождения товара.

Общество является единственным производителем средств связи специального назначения, выпускаемых под товарным знаком «Эрика». Только АО «Уральские радиостанции» могло предложить к поставке комплектующие, являющиеся предметом спорных торгов. ФАС России указала, что Общество, ранее закупило радиостанции у китайской компании Hytera, после чего произвело апгрейд (доработку) данного товара и поставило его заказчикам под товарным знаком «Эрика». Соответственно, и комплектующие к данным радиостанциям, поставленные в рамках рассматриваемых торгов, имеют, по мнению ФАС России, нероссийское происхождение.

Суды нашли указанные выводы антимонопольного органа формальными и поверхностными, сочли недоказанным довод ФАС России о поставке Обществом иностранных товаров в рамках исполнения контрактов и признали решение и предписание ФАС России недействительными. Суды также указали, что в случаях, когда продукция, указанная в аукционной заявке участника как российская, таковой не является, заявка данного лица может быть отклонена государственным заказчиком и не более того. Иные правовые последствия действующим законодательством не предусмотрены.

2 июля 2019 года судья Верховного Суда РФ, изучив кассационную жалобу ФАС России на решения судов нижестоящих инстанций, отказал антимонопольному органу в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ

ЕЭК ВПЕРВЫЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРА ПРИМЕНИЛА ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОГО ПРАВА»

В августе 2018 года в Евразийскую экономическую комиссию поступили материалы от Министерства антимонопольного регулирования Республики Беларусь, куда ранее обратилась российская компания.

Так, российской организацией было подготовлено заявление о наличии в действиях белорусской компании признаков недобросовестной конкуренции на трансграничном рынке. Компания из России намеревалась начать поставки товара на территорию Республики Беларусь, однако выяснила, что на территории указанного государства уже осуществляет свою деятельность компания, зарегистрировавшая товарный знак, сходный до степени смешения со знаком заявителя.

Вместе с тем каждая из компаний на территории своих государств являлась законным правообладателем товарных знаков, с той лишь разницей, что в России товарный знак был зарегистрирован значительно раньше.
По предложению ЕЭК компании заключили договор уступки исключительного права на товарный знак на территории белорусского государства, за которым последовало внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь, а также подписание лицензионного договора о предоставлении исключительного права использования товарного знака на территории указанной Республики.

ЕЭК, согласовав указанные меры как с компаниями, так и с антимонопольными органами России и Беларуси, прекратила рассмотрение дела и возвратила отозванное российской компанией заявление.

Процедура предварительного урегулирования споров была применена ЕЭК впервые. Наличие такой возможности обусловлено принятым Советом ЕЭК 18 апреля 2018 года Решением № 39 «О внесении изменений в Порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках». Теперь в соответствии с пунктом 13.1 указанного Порядка в случае выявления возможных признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, ЕЭК разрабатывает проект предложения о совершении действий, направленных на устранение таких признаков и обеспечение конкуренции на трансграничных рынках, и направляет его на согласование в уполномоченные органы и заявителю (при наличии), а также лицу, в действиях которого усматриваются возможные признаки нарушения.

ПИВОВАРЕННОЙ КОМПАНИИ AB INBEV НАЗНАЧЕН ШТРАФ В РАЗМЕРЕ 200,4 МЛН ЕВРО

Европейская комиссия (далее - ЕК) назначила штраф Anheuser-Busch InBev NV/SA (далее - AB InBev) в размере 200,4 млн евро за нарушение антимонопольных правил Европейского Союза (далее – ЕС).

AB InBev – одна из крупнейших мировых пивоваренных компаний. Ее самый популярный пивной бренд в Бельгии - Jupiler, доля которого на бельгийском рынке пива составляет порядка 40%. Пиво Jupiler также продается в других государствах-членах ЕС, включая Нидерланды и Францию. Из-за высокого уровня конкуренции AB InBev поставляет Jupiler в Нидерланды по более низким ценам, чем в Бельгию.

По результатам проведенного расследования, ЕК пришла к выводу о том, что компания злоупотребила своим доминирующим положением на рынке в Бельгии путем ограничения возможности супермаркетов и оптовых компаний приобретать пиво Jupiler по более низким ценам в Нидерландах и импортировать его в Бельгию.

Компания препятствовала импорту пива в Бельгию путем:

  1. изменения упаковки (дизайна, размера; на этикетке отсутствовала обязательная информация на французском языке);
  2. ограничения объемов поставок товара оптовым представителям Нидерландов;
  3. осуществления поставок товара розничным продавцам в Нидерландах только при условии ограничения ими ввоза менее дорогого пива Jupiler из Нидерландов в Бельгию;
  4. проведения рекламных акций для клиентов из Нидерландов при условии, что розничный продавец не будет реализовывать такие же акции своим клиентам в Бельгии.

Комиссар ЕК по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер, прокомментировав решение ЕК, указала, что потребители в Бельгии платят за пиво больше из-за преднамеренных действий AB InBev по ограничению трансграничных продаж между Нидерландами и Бельгией. Попытки занимающих доминирующее положение компаний завышать цены на рынке и поддерживать их в таком состоянии являются незаконными.

ПРОЕКТЫ

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ «О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, РЕШЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ ИЛИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА БЕЗ СОГЛАСИЯ ПАТЕНТООБЛАДАТЕЛЯ С ВЫПЛАТОЙ ЕМУ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ»

ФАС России весной 2019 года был подготовлен и размещен для публичных обсуждений проект Постановления Правительства РФ, предусматривающий порядок принятия решений о принудительном лицензировании в интересах обороны и безопасности РФ, в том числе защиты жизни и здоровья граждан.

В июне 2019 года на сайте https://regulation.gov.ru  было опубликовано заключение об оценке регулирующего воздействия на рассматриваемый Проект, которым Минэкономразвития России раскритиковало предлагаемый ФАС России к утверждению порядок принудительного лицензирования.

Министерством справедливо отмечено, что статья 1360 ГК РФ не содержит оснований выдачи принудительной лицензии для целей защиты жизни и здоровья граждан. Кроме того, Проектом не установлен размер вознаграждения патентообладателя, выплачиваемый в связи с принятием Правительством РФ без согласия указанного лица решения о допустимости использования изобретения, полезной модели или промышленного образца. Порядок не содержит определения того, что относится к совокупности факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба обороне и безопасности, в том числе жизни и здоровья граждан, являющихся достаточными для подготовки предложения о принятии решения о принудительном лицензировании, а также не содержит требования к процедуре конкурсного отбора лица, которому предоставляется право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Пробелы, присутствующие в разработанном ФАС России Проекте, не ограничиваются представленным перечнем. Указанное свидетельствует о необходимости внесения ФАС России в рассматриваемый Проект изменений и дополнений.

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ «О СЛУЧАЯХ ДОПУСТИМОСТИ СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ»

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26 июля.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать случаи допустимости (общие исключения) соглашений, указанных в частях 2 - 4 статьи 11, в статье 16 Закона о защите конкуренции.

В 2009 году Правительством РФ было принято Постановление от 16.07.2009 года № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами», устанавливающее сроком на 10 лет общие исключения для вертикальных соглашений и соглашений между хозяйствующими субъектами о совместных научных исследованиях и совместном использовании полученных научных и (или) научно-технических результатов.

В связи с истечением указанного срока применения общих исключений, Правительством РФ был подготовлен проект Постановления, предусматривающий продление периода действия общих исключений до 2029 года без внесения дополнительных изменений в содержательную часть Постановления № 583. По итогам проведения публичных обсуждений Проекта предложений от заинтересованных лиц не поступило. Проект проходит антикоррупционную экспертизу.