+7 (495) 93 77 123

Медиа-центр

Ключевой контакт

Информационный бюллетень практики международного экономического комплаенса (Выпуск 2, 2019).

6 марта, 2019

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ.

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НОВОГО ПРОЕКТА DASKAA.


13 февраля 2019 года объединенная группа из 5 сенаторов, возглавляемая сенатором Линдси Грэмом, представила в Сенат законопроект под номером S. 482, предусматривающий ужесточение санкционного режима в отношении РФ. Ранее, 1 августа 2018 года, Сенатором Грэмом был внесён похожий и связанный законопроект под номером S.3336. Законопроект S.3336 был представлен Комитету Сената по международным делам, но не прошёл через необходимое согласование и голосования до истечения полномочий Конгресса (3 января 2019 года), и, как следствие, был исключен из законодательной повестки.
В отношении санкционного режима законопроект сконцентрирован на следующих составляющих:
1.Введение и усиление существующих ограничительных мер, связанных с вмешательством РФ в деятельность зарубежных демократических институтов;
2.Введение и усиление существующих ограничительных мер, связанных с деятельностью РФ на территории Украины.

Также предлагается введение ряда других ограничений и расширение функций государственных органов США.
Законопроектом предлагается введение ограничений против 24 сотрудников ФСБ, признанных причастными к ситуации в Керченском проливе (как ответ на задержание 24 моряков со стороны РФ), санкции против банковского сектора, ограничения для оказания услуг, предоставления технологий, финансирования и других мер поддержки в нефтяном секторе, в отношении инвестиций в зарубежные СПГ-проекты за пределами РФ, санкции против судостроительного сектора РФ, санкции против высокотехнологичного кибер-сектора, а также государственного долга РФ. Ограничения будут распространены на значимые политические фигуры, олигархов, членов их семей, а также других лиц, которые прямо или косвенно содействуют незаконной и коррупционной деятельности в интересах режима.

Помимо этого, в законопроекте содержатся предложения по усилению и расширению полномочий американских государственных органов. В частности, предлагается усилить координацию санкционного режима со стороны Государственного департамента США.
В законопроекте также содержится секция 704 (SEC. 704. ESTABLISHMENT OF A NATIONAL FUSION CENTER TO RESPOND TO THREATS FROM THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION), предполагающая создание специализированного центра в системе государственных органов США, который будет администрировать санкционный режим в отношении РФ.
В параграфе (C), подпункта (1), пункта (b), законопроекта среди целей нового центра значится борьба с финансовыми операциями, имеющими цель обхода указанных законопроектом целей (Covert transfer of illicit money through shell corporations and financial institutions to facilitate corruption, crime, and malign influence activities, including through political parties and interest groups) ,что предполагает создание специализированного центра финансового мониторинга. Предполагается, что функционирование такого центра будет невозможно без прямого взаимодействия со SWIFT.
Стоит отметить, что SWIFT уже создал систему автоматического санкционного комплаенса с обработкой транзакций через систему сложных алгоритмов и сейчас успешно коммерциализирует свою технологию. Учитывая тесные связи SWIFT с государственными органами США, а также систематическое раскрытие информации о своих операциях, функционирование данного центра в техническом плане более чем возможно. Хотя прецедент был основан на обмене информации в рамках финансового мониторинга деятельности террористических организаций, секция 701 законопроекта призывает включить РФ в число стран-спонсоров терроризма. Учитывая существующую практику, такой статус в отношении РФ позволит наладить взаимодействие со SWIFT более оперативно. Стоит также отметить, что финансовые регуляторы США и ЕС находятся в стадии активнейшего диалога.
В рамках законопроекта, значительное увеличение санкционных рисков отмечается для нефтегазовой отрасли. В частности, ограничения будут касаться оказания услуг, предоставления технологий, финансирования и других мер поддержки, которые позволяют разрабатывать месторождения или существенно способствуют добыче сырой нефти. Регулированием затрагивается строительство новых, а также модернизация или ремонт существующих мощностей. Под ограничения также попадут инвестиции в проекты и проекты, способствующие развитию экспортного потенциала газовой отрасли РФ за рубежом.
Законопроектом отмечается изъятие для уже существующих проектов, а также важность выпуска официальных разъяснений по толкованию в отношении перечня запрещенных услуг, технологий, финансирования и других мер поддержки со стороны Госдепа, Казначейства и Минэнерго США в течении 90 дней со дня принятия законопроекта.
В связи с событиями в Керченском заливе, при выполнении определенных условий, законопроектом предусматривается введение ограничений против всех хозяйствующих субъектов судостроительной отрасли РФ (all entities operating in the shipbuilding sector of the Russian Federation shall be subject to the same restrictions as an entity included on the list of specially designated nationals and blocked persons maintained by the Office of Foreign Assets Control of the Department of the Treasury (sec.239D). Уточняется, что хозяйствующие субъекты попадут под такие же ограничения как лица, находящиеся в блокирующем санкционном списке (SDN).
Стоит отметить, что в 2017 году автор законопроекта разработал 13 законопроектов на разные темы, но лишь 1 из них был в итоге одобрен.
Согласно американскому сервису по работе и оценке регулирующего воздействия законодательных инициатив США govtrack.us, с учетом метрики от Skopos Labs, законопроект имеет шанс на принятие – 7%.
Из представленного текста законопроекта можно сделать следующие целевые выводы:
1.Законопроект предполагает увеличение санкционных рисков для лиц, осуществляющих финансовое или страховое обслуживание санкционных или околосанкционных операций (банки, процессинговые центры, страховые компании);
2.Законопроект многократно увеличивает санкционные риски для нефтегазовой отрасли РФ;
3.Законопроект многократно увеличивает санкционные риски для судостроительного сектора РФ.

2. OFAC V. ИНСТАР ЛОДЖИСТИКС.

26 января 2019 года, Казначейство объявило о включении российской компании Инстар Лоджистикс в блокирующий санкционный список (SDN-лист).
Данное дело стало прецедентным и демонстрирует растущую тенденцию по установлению ограничений на лиц, имеющих деловые отношения с ОПК РФ и при этом имеющих минимальную связь, либо отсутствие таковой с юрисдикцией США.

Российское юридическое лицо, не имевшее в рамках дела тесной связи с США и руководствовавшееся в своей деятельности внешнеторговым законодательством РФ, попало в блокирующий санкционный список за транзакции с лицом, находящимся в блокирующем санкционном списке (Концерн «Калашников»).

Из раскрытых обстоятельств дела установлено, что логистическая компания ООО «Инстар Лоджистикс» координировала отгрузку оружия с ранее включенным в санкционный список директором по развитию бизнеса «Калашников» Вахтангом Карамяном (включён в санкционный список США 22 декабря 2015). OFAC сообщил, что компания включается в блокирующий санкционный список (SDN) за прямое или косвенное совершение действий, равно как и за намерение совершить таковые в интересах или от имени Концерна «Калашников» .
Возможно американский регулятор получил информацию по пассивным каналам и по пассивному способу во исполнение обязанностей по информированию о санкционных операциях со стороны финансовых институтов, таможенных брокеров, стивидоринговых операторов, а также лиц, имеющих отношение к финансовому контролю. Более того, санкционная политика некоторых компаний обязывает работников из числа комплаенс-менеджеров, юристов, а также профильных экспертов (subject matter expert) сообщать обо всех эпизодах по сомнительным транзакциям в OFAC. Штрафы за невыполнение обязанности по информированию OFAC о нарушении санкционного режима по разным санкционным программам могут достигать сотен тысяч долларов.
Данное дело многократно повышает санкционные риски для всех хозяйствующих субъектов, имеющих тесную связь с ОПК РФ. Допускается более пристальное внимание американского регулятора в отношении хозяйствующих субъектов, принимающих участие в ГОЗ.
В настоящий момент, компания активно взаимодействует с регулятором по вопросам делистинга.

3. ДЕЛИСТИНГ СТРУКТУР ОЛЕГА ДЕРИПАСКИ ИЗ САНКЦИОННЫХ ЛИСТОВ.

27 января 2019 Казначейство объявило об исключении РУСАЛ, EN+ и Евросибэнерго из SDN списка. Официальные разъяснения OFAC 577, 581 и 625 и Общие Лицензии в отношении структур Олега Дерипаски устанавливали довольно мягкий режим по отношению к существовавшим до введения санкций деловым отношениям. Финальное решение OFAC о делистинге поставило точку в истории с применением в отношении компаний группы EN+ серьезных санкционных ограничений. Более подробную информацию о практике по делу РУСАЛ читайте в нашем бюллетене.

4. УСИЛЕНИЕ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА ИРАН.

Трансграничные трудовые отношения с контрагентами из Ирана являются санкционным риском. Персональная ответственность менеджера структурного подразделения становится практикой OFAC.
7 февраля 2018 года, Казначейство анонсировало соглашение c нефтесервисной компанией Kollmorgen Corporation (зарегистрирована в штате Виргиния, США). За шесть эпизодов нарушения санкционного режима в отношении Ирана, осуществлённых через структурное турецкое подразделение (компанию Elsim Elektroteknik), Kollmorgen обязуется заплатить штраф в размере $13,381. За действия, которые привели к нарушению санкционного режима, Казначейство добавило бывшего руководителя турецкого подразделения Эврена Кэйкирана (Evren Kayakiran) в список иностранных лиц, способствующих обходу санкционного режима (Foreign Sanctions Evader (в рамках реализации E.O 13608, Казначейство публикует список иностранных физических и юридических лиц, стремящихся к нарушению, попытавшихся нарушить, участвовавших в нарушении или своими действиями вызывавшие нарушение санкционного режима США по отношению к Ирану или Сирии. Список также включает в себя иностранных лиц, которые принимали участие в организации или напрямую участвовали в транзакциях за или от имени лиц, находящихся под санкционными ограничениями США. Коллективно такие физические лица и компании имеют статус лиц, способствующих обходу санкционного режима (Foreign Sanctions Evaders) или сокращенно FSE. Транзакции со стороны лиц США (U.S persons) или внутри США, как-либо включающие FSE, запрещены. FSE не является частью SDN, тем не менее, появление лиц из списка FSE в списке SDN, не исключается).
Из обстоятельств дела, раскрытых в сообщении о достижении соглашения, становится известно, что компания Kollmorgen Corporation в начале 2013 года приобрела турецкое структурное подразделение, компанию Elsim Elektroteknik. Сразу после приобретения головная компания реализовала ряд мероприятий, связанных со снижением санкционных рисков и предотвращением санкционных инцидентов, включая привлечение сторонних консультантов (была привлечена юридическая фирма, аудиторская компания и управленческий консалтинг), провела комплексный Due Diligence и ряд других мероприятий, связанных с адаптацией приобретённого Kollmorgen актива к международным стандартам комплаенса.
Несмотря на все усилия головной американской компании по воспрепятствованию вступления турецкого подразделения в деловые отношения с контрагентами из Ирана, турецкое подразделение проводило операции по обслуживанию и поставке нефтегазового оборудования, а также отправляло профильных квалифицированных сотрудников компании на территорию Ирана в течении двух лет после приобритения актива Kollmorgen. В 2015 году одним из сотрудников было доложено о нарушении санкционного законодательства по горячей линии для этических вопросов головной американской компании. Тем не менее, менеджмент турецкого подразделения узнал об этом факте и предпринял усилия к сокрытию нарушений, тем самым вводя в заблуждение головную американскую компанию. Головная компания устроила внутреннее расследование, узнала обо всех фактах по иранским операциям и отправило исчерпывающий отчет американскому регулятору.
Кроме того, Kollmorgen провёл ряд мероприятий, нацеленных на дальнейшее предотвращение подобных нарушений, включавших (1) расторжение трудового договора с менеджерами турецкого подразделения ответственными за нарушения, (2) реализацию мер по обучению сотрудников турецкого подразделения (тренинги по изучению профильного регулирования санкционного режима США), (3) введение одобрительного порядка по вопросам направления сотрудников турецкого подразделения для работы за рубежом с обязательным участием сторонней фирмы, (4) проведение мероприятий по информированию контрагентов компании в Турции о том, что турецкое подразделение компании не может поставлять товары и оказывать услуги для клиентов из Ирана.
Среди смягчающих обстоятельств Казначейство выявило следующее: (1) свою недоработку, связанную с бездействием регулятора в течении 5 лет с момента осуществления самого раннего нарушения, (2) факт проведения всестороннего и эффективного внутреннего расследование головной компанией из США, (3) факт проведения головной компанией из США ряда мероприятий по исключению рецидивов.
Среди отягчающих обстоятельств Казначейство выявило следующее: (1) руководство турецкого подразделения умышленно осуществляло действия по поставке товаров и оказанию услуг контрагентам из Ирана, (2) руководство турецкого подразделения знало, что сотрудники были направлены в Иран в деловых целях и являлось инициатором этих командировок, (3) руководство турецкого подразделения попыталось скрыть нарушение санкционного режима от головной американской компании путём уничтожения и фальсификации данных, а также поручало своим сотрудникам содействовать в этом вопросе, (4) нарушения санкционного режима представляют собой значительную экономическую выгоду для Ирана.
Приняв во внимание отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также действия головной компании, способствовавшие раскрытию информации, Казначейство отнесло дело к категории дел, не являющихся вопиющими и назначило нарушителю штраф в размере $13,381 за шесть эпизодов нарушения санкционного режима.
В рамках информации о результатах расследования Казначейство указало, что штраф за отсутствие действий головной компании, способствовавших раскрытию информации, мог бы составлять $1,500,000, а дополнительный штраф в случае признания дела вопиющим составил бы $750,000.
За действия, повлекшие неоднократное нарушение санкционного режима, а также попытки сокрытия этих нарушений, во исполнение E.O. 13608, Казначейство включило Эврена Кэйкирана (Evren Kayakiran), менеджера турецкого подразделения, в список иностранных лиц, способствующих обходу санкционного режима (Foreign Sanctions Evader (FSE).
Казначейство призывает заинтересованных лиц проявлять повышенную бдительность по отношению к операциям с Ираном, а именно:
1.Тщательно проводить процедуру должной осмотрительности (Due Diligence) по отношению к аффилированным лицам, структурным подразделениям или контрагентам, известным (1) по проведению операций со странами или лицами, подпадающими под санкционные ограничения, (2) по операциям, представляющим повышенные риски в силу своей географической составляющей.
2.Осуществлять мероприятия по эффективному и действенному контролю за деятельностью структурных подразделений, в частности, когда лица США (U.S. persons) прямо или косвенно приобретают компании, ранее имевшие деловые отношениями с санкционной составляющей.
Данное дело показало значимость конечного пользователя и истинного происхождения американских товаров и услуг, а также подчеркнуло повышенный санкционный риск при осуществлении трудовых отношений с Ираном. Особенно большие риски могут возникнуть у компаний, которые являются поставщиками или подрядчиками корпораций, ведущих проекты на территории Ирана, а также у финансовых и страховых учреждений, обеспечивающих такие операции. Как показало дело, к ответственности может быть привлечён профильный менеджер, который нёс ответственность за реализацию проекта.
13 февраля 2019 года Казначейство обновило санкционный лист в связи со ставшей регулятору известной активностью ряда лиц в области кибер-шпионажа со стороны Ирана, а также связанной с этим деятельности КСИР (Корпус Стажей Исламской Революции). В новом санкционном листе теперь находятся New Horizon Organization и Net Peygard Samavat Company, а также несколько физических лиц, аффилированных с указанными выше организациями. Как пишет Reuters, под санкции также попала гражданка США Моника Витт (Monica Witt), бывшая военнослужащая ВВС США. Моника Витт попадает под ограничения за кибер-шпионаж в пользу Ирана и подрыв национальной безопасности США путём распространения вредоносного ПО среди действующих и бывших военнослужащих США.

Данное дело свидетельствует о систематическом и повышенном внимании США к Ирану и Иранскому санкционному режиму, а также значительно увеличивает риски всех лиц, которые ведут бизнес в Иране. По результатам этого дела, особую осмотрительность должны проявлять высокотехнологичные компании, использующие в своём бизнесе американские комплектующие или программное обеспечение, а также те лица, которые используют при операциях с Ираном американскую валюту. Особые риски возникают у финансовых и страховых учреждений, которые способствуют воплощению таких проектов в жизнь.

5. УСИЛЕНИЕ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА ВЕНЕСУЭЛУ.


8 января 2019 года Казначейство США (Department of Treasury) в лице Управления за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control (OFAC), действуя во исполнение исполнительного Указа Президента США Executive Order (E.O.) 13850, внесло в блокирующий санкционный лист (SDN) 7 физических лиц, 23 юридических лица и одно воздушное судно. Среди внесенных в новый санкционный список лиц находятся 2 лица занимавшие руководящие должности в системе Казначейства Республики Венесуэла, а также лица, вносившие ощутимый вклад в теневую экономику и имевшие отношение к владению и контролю над телерадиокомпанией Globovision Tele (одна из ведущих телерадиокомпаний Венесуэлы с активами на территории США).
Согласно пресс-релизу, Казначейство раскрыло коррупционную схему, которая включала в себя спекулятивные операции с венесуэльской и американской валютами, участие в схеме внесенных в санкционный список лиц, а также схему реализации активов на территории США (штаты Нью-Йорк, Делавэр и Флорида), Доминиканской республики и Федерации Сент-Кристофер и Невис. Помимо ужесточения санкционного режима, в деле затронуто применение Закона о коррупции за рубежом (FCPA).

В связи с изменившейся обстановкой, Казначейство выпустило целевую Общую Лицензию, а также разъяснения по взаимодействию с компаниями Globovision Tele C.A. и Globovision TeleCA, Corp.
Также, с 28 января по 11 февраля 2019 года, Казначейство США активно работало над ужесточением санкционного режима в отношении Венесуэлы в связи с введением ограничений против корпорации Petroleos de Venezuela, S.A. (PDVSA). Для реализации мероприятий были выпущены соответствующие пресс-релизы, официальные разъяснения (FAQ), а также внесены изменения в Общие Лицензии (General License).
Основанием для ужесточения санкционного режима стали Executive Order 13857 (E.O.13857) и Executive Order 13850 (E.O. 13850), предусматривавшие ужесточение санкционного режима в связи нарушением прав человека, а также возрастающим давлением режима Мадуро на оппозицию Венесуэлы.
Во исполнение новых положений, Казначейством были внесены изменения в ранее принятые официальные разъяснения по предмету часто возникающих вопросов при применении и исполнении санкционного законодательства (FAQ). В частности, были изменены формулировки FAQ 595 и FAQ 648, а также добавлены 11 новых FAQ в связи с получением Petroleos de Venezuela, S.A. (PDVSA) статуса субъекта, находящегося под блокирующими санкциями (SDN).
FAQ 595 даёт целевые разъяснения для операций с CITGO американского подразделения PDVSA с ощутимым участием в корпорации американских инвесторов. OFAC подчеркивает, что санкции направлены исключительно на режим Мадуро и, следовательно, в соответствии с General License 5, лица, обладающие статусом U.S. Person не ограничиваются в своих правах на владение, пользование и распоряжение финансовыми инструментами, необходимыми для обеспечения ценных бумаг категории Petroleos de Venezuela SA 2020 ("PDVSA ") 8.5 percent bond.
FAQ648 содержит информацию о разрешенных поддерживающих (maintenance) операциях для сделок до введения санкций в отношении PDVSA в рамках лицензий General License 6 и General License 11. OFAC подчеркивается, что разрешаются только операции по ранее существовавшим транзакциям.
11 новых FAQ покрывают вопросы отдельных операций с PDVSA. В рамках разъяснений были введены ограничения на перевод договорных отношений лицам со статусом U.S. person, покрыты вопросы перевода договорных отношений лицам без статуса US person (transfer authorized to non-US person), покрыты вопросы закупки бензина на территории Венесуэлы, определены сроки по прекращению сотрудничества по поставкам бензина и бензиновых продуктов для лиц со статусом U.S person (либо имеющих отношение к U.S. nexus (срок до 29 марта 2019), установлен срок выхода из операций по свопам и бартеру в отношении транзакций с PDVSA (срок до 28 апреля 2019), а также определены условия для начала процедуры снятия санкций и смягчения санкционного режима (среди которых перевод активов PDVSA под контроль признаваемых США структур Хуана Гайдо).
Стоит отметить, что OFAC рекомендует проводить процедуру должной осмотрительности (Due Diligence) при любых операциях, которые могут затрагивать PDVSA, а также всех остальных операциях с потенциальной санкционной составляющей. OFAC не уточняет, необходимо ли проводить только скрининг (Due Diligence L1 Public Record), расширенную проверку (Enhanced Due Diligence), либо обращаться к независимым консультантам для работы с человеческими источниками (Bespoke Due Diligence).
Из описанной практики регулятора можно сделать следующие выводы:
1) В случае прямого или косвенного участия U.S persons или объектов, попадающих под статус Subject to U.S jurisdiction, американский регулятор может предоставить особые условия для американской составляющей такого объекта, которые будут выражаться в виде фактического разрешения на продолжение операций или значительных льгот в рамках установленного санкционного режима.
2) Очевидно, что использование американской валюты, а также использование в операциях активов на территории США, могут стать основанием для применения к операциям юрисдикции США, что значительно увеличивает санкционные риски для всех хозяйствующих субъектов.

6. ПРЕЗИДЕНТ ТРАМП ПРОДЛЕВАЕТ ОГРАНИЧЕНИЯ ВРЕМЕН ОБАМЫ

4 Марта 2019 года Президент Дональд Трамп продлил действие санкций, изложенных в Указе 13660. Уведомление о продлении было направлено в Конгресс.

Изложенными в Указе 13660 санкциями был затронут целый ряд граждан России, в том числе государственных служащих, а также некоторые должностные лица правительства Виктора Януковича. Помимо этого, санкционные ограничения охватывали некоторых крупных российских предпринимателей, компании и руководство самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.


РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САНКЦИОННОГО РЕЖИМА И BREXIT.


21 января 2019 года Управление по применению финансовых санкций впервые наложило штраф на хозяйствующий субъект за нарушение санкционного законодательства (Raphaels Bank был оштрафован на 5,000.00 Британских Фунтов Стерлингов).
Начиная с 31 января 2019 года, Казначейство Её Величества стало публиковать ряд официальных разъяснений в отношении национального санкционного регулирования Великобритании. Разъяснения охватывают применение Акта о санкциях и противодействию легализации доходов, полученных незаконным путём (Sanctions and Anti-Money Laundering Act 2018 (SAMLA), Акта о Преступлениях и Полиции (Policing and Crime Act 2017), а также некоторых актов Управления по применению финансовых санкций (Office for Financial Sanctions Implementation) после выхода Великобритании из ЕС 29 марта 2019 года (exit day) без профильного соглашения с ЕС (no deal).
Большинство положений нового санкционного регулирования Великобритании повторяет существующие положения санкционного режима ЕС, но пока ещё не включает в себя санкционные ограничения в отношении РФ.
Возможно, санкционный режим Великобритании будет жёстче Европейского, но мягче режима США.

Так, одним из значительных аспектов национального режима Великобритании является заморозка активов лица, находящегося под санкционными ограничениями (designated person). В частности, заморозка активов будет касаться обществ, которые будут находится во владении или под контролем (owned or controlled) лица находящегося под санкционными ограничениями (designated person). В рамках же правового режима ЕС, Совет ЕС выдвигает концепцию косвенной презумпции выгод (indirect benefit presumption), которая позволяет при определенных условиях и корпоративном структурировании получать доступ к денежным фондам и иным экономическим ресурсам хозяйствующих субъектов, контролируемых находящимся под санкционными ограничениями лицами. В случае реализации этих положений, некоторым участникам делового оборота необходимо будет внести изменения в существующие комплаенс-процедуры и политики, а также изменить налоговые и корпоративные решения.
Информации по целевым ограничениям в области финансовых рынков и секторов экономики РФ со стороны Великобритании пока нет, но учитывая тесную связь банковского и страхового рынка с Великобританией и попаданием значительного количества операций под UK Nexus, санкционные риски для хозяйствующих субъектов этих отраслей значительно возрастают.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.


1.Окружной суд Хельсинки отклонил иск Бориса Ротенберга к скандинавским банкам.
Иск г-на Ротенберга был подан в октябре 2018 года, в котором указывалось, что граждане ЕС не будут включены в санкционные списки, даже если они были отмечены администрацией Президента США. Совокупная сумма иска составила 70 тыс. Евро.
Напомним, что г-н Ротенберг включен в санкционный список США, но не числится в таком статусе в ЕС (Борис Ротенберг является гражданином Финляндии). В свою очередь, скандинавские банки (Nordea, Danske Bank, OP Corporate Bank и Svenska Handelsbanken) отказались оформлять его платежи для соблюдения санкций США, желая сохранить плодотворное сотрудничество с американскими банками.
Как указывала в своем заявлении Nordea, поводом для отказа являлся риск отмывания денег в случае, если бы банк оформил оплату счетов, которые совершались путем перевода денег с банковского счета Ротенберга в Handelsbanken.
Окружной суд Хельсинки согласился с позицией банков и указал, что «поскольку заявитель утверждает, что является миллиардером, нельзя считать, что это окажет существенное влияние на его положение с точки зрения его финансового состояния или иным образом».
2. Расширение списка стран, участвующих в санкционном режиме ЕС.
В декабре 2018 Совет ЕС принял следующие Решения: 2018/2054, которым были добавлены 7 человек в список санкций в отношение Мьянмы / Бирмы, а также 2018/2078, которым были продлены секторальные санкции в отношении России еще на 6 месяцев, до 31 июля 2019 года. В частности, по отношению к России ограничения распространяются на финансовый, энергетический и оборонный секторы российской экономики. Мотивацией к принятому решению является отсутствие прогресса в реализации Минских соглашений.
6 февраля 2019 г. ЕС было объявлено, что некоторые страны присоединились к Решению Совета ЕС о санкциях в отношении Бирмы: Турция, Македония, Черногория, Албания, Босния и Герцеговина, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Молдова и Армения.
Вместе с тем, к Решению Совета ЕС о санкциях в отношении России присоединились следующие страны: Черногория, Албания, Норвегия и Украина. Таким образом, все больше стран поддерживают санкционные режимы ЕС.
3. Создание INSTEX для взаимодействия между санкционными режимами США и ЕС.
31 января 2019 года Франция, Германия и Великобритания (вместе «Е3») объявили о создании INSTEX (дословно «инструмент поддержки торговых обменов»), предназначенного для поддержки торговли между европейским бизнесом и Ираном.
В Совместном заявлении E3 отмечается, что INSTEX будет сосредоточен «первоначально на секторах, наиболее важных для иранского населения, таких как фармацевтика, медицинское обслуживание и агропродовольственные товары», и что его долгосрочная цель состоит в том, чтобы он был открыт для «экономических операторов» из третьих стран, которые хотят торговать с Ираном.
Таким образом, страны-участницы ЕС поддерживают сохранение положений СВПД, которые обусловлены полным выполнением Ираном своих обязательств в ядерной области, включая своевременное сотрудничество с МАГАТЭ.
4. Расширение санкционного режима ЕС в связи с применением и распространением химического оружия.
В октябре 2018 года Советом ЕС были представлены изменения в санкционный режим, связанный с применением и распространением химического оружия. Как указывается, ЕС сможет вводить санкции в отношении лиц и организаций, занимающихся разработкой и применением химического оружия, где угодно, не принимая во внимание их национальность и местонахождение.
В частности, 21 января 2019 года ЕС впервые включил в свой новый санкционный список по химическому оружию несколько лиц, среди которых: Г-н Чепига и г-н Мишкин, а также г-н Костюков и г-н Алексеев, которые были включены в него после использования в Солсбери токсического нервного агента в отношении Сергея и Юлии Скрипалей. Более полный список санкционных лиц опубликован на официальном правовом портале ЕС.